...
Главная Международные организации Использование возможностей для восстановления земель: роль авиации в борьбе с опустыниванием и засухой

Использование возможностей для восстановления земель: роль авиации в борьбе с опустыниванием и засухой

от admin

Когда речь заходит о праздновании Дня борьбы с опустыниванием и засухой, который отмечается во всем мире 17 июня под девизом 2025 года «Восстановим землю. Открывайте возможности», важно понимать, что международный авиационный сектор по-разному способствует восстановлению земель и обеспечивает социально-экономические выгоды.

Как сказал Ибрагим Тиау, исполнительный секретарь Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (КБОООН): “Деградация земель и засуха являются основными факторами, подрывающими нашу экономику, стабильность, производство продовольствия, воды и качество жизни. Они усугубляют изменение климата, утрату биоразнообразия, бедность, вынужденную миграцию и конфликты из-за доступа к плодородным землям и воде. Восстановление земель — это возможность переломить эти тревожные тенденции. Восстановленная земля — это земля бесконечных возможностей. Пришло время открыть их прямо сейчас.”  

Использование межсекторального взаимодействия является ключом к достижению общих целей в области охраны окружающей среды, созданию социально-экономических возможностей и максимальному использованию ограниченных ресурсов — и все это при поддержке Целей устойчивого развития ООН (ЦУР). Учитывая свое лидерство в области охраны окружающей среды международной авиации, ИКАО последовательно согласовывает свои стратегии с более широкими инициативами ООН, в том числе направленными на устойчивое использование земельных и водных ресурсов. Эта согласованность очевидна при разработке Схемы компенсации и сокращения выбросов углекислого газа в международной авиации (CORSIA), разработанной в тесном сотрудничестве между техническими экспертами и государствами — членами ИКАО для обеспечения надежных экологических гарантий.

Unlocking land restoration opportunities: Aviation’s role in combating desertification and drought

Устойчивое землепользование и водопользование через CORSIA

Подразделения, отвечающие требованиям CORSIA

 39-я Ассамблея ИКАО в 2016 году приняла CORSIA в качестве единственной глобальной рыночной меры, применяемой к выбросам CO2 международной авиацией, в дополнение к мерам по снижению выбросов CO2, которые авиатранспортное сообщество уже принимает для сокращения выбросов CO2 международной авиацией, и в поддержку целей Парижского соглашения по повышению температуры. В рамках CORSIA эксплуатантам воздушных судов необходимо приобрести на углеродном рынке соответствующие требованиям CORSIA единицы измерения выбросов (CEU), чтобы компенсировать выбросы CO₂, которые невозможно сократить с помощью технологических или эксплуатационных усовершенствований. Они также могут компенсировать свои выбросы, используя приемлемые виды топлива CORSIA (CEFs), которые включают экологически чистое авиационное топливо CORSIA и авиационное топливо CORSIA с низким содержанием углерода.

CEU и CEFs регулируются строгими критериями соответствия требованиям, которые были разработаны экспертами в данной области и одобрены Советом ИКАО. Они изложены в документах ИКАО CORSIA «Критерии приемлемости единиц выбросов CORSIA» (EUC) и «Критерии устойчивости CORSIA» для соответствующих требованиям CORSIA видов топлива, соответственно.

Существует тесная связь между устойчивым использованием земельных и водных ресурсов и CORSIA, поскольку CEU могут быть получены в результате проектов по компенсации выбросов углерода, таких как лесное хозяйство и инициативы по возобновляемым источникам энергии, которые непосредственно влияют на земельные и водные ресурсы. Хотя эти проекты открывают экономические возможности, они также вызывают обеспокоенность по поводу захвата земель и «зеленой промывки».

Для обеспечения устойчивости системы CORSIA EUC были тщательно спроектированы таким образом, чтобы обеспечить дополнительность и постоянство, избежать двойного учета и предотвратить неблагоприятное воздействие на местные сообщества. Такой подход позволяет лесохозяйственным проектам поддерживать восстановление земель и социально-экономическое развитие, обеспечивая при этом долгосрочные экологические выгоды и защищая интересы местного сообщества. Европейский союз CORSIA устанавливает следующие условия:

  • Кредиты на компенсацию выбросов углерода должны представлять собой сокращение выбросов, предотвращение или связывание углерода на постоянной основе. Если существует риск того, что сокращение или изъятие будет отменено, то либо такие кредиты не подлежат зачислению, либо принимаются меры по смягчению последствий для мониторинга, смягчения последствий и компенсации любых существенных случаев непостоянства.
  • Программы компенсации выбросов углерода должны генерировать единицы, которые представляют собой сокращение выбросов, предотвращение или абсорбцию, которые являются дополнительными.
  • Единицы выбросов учитываются только один раз для выполнения обязательства по снижению выбросов. Должны быть приняты меры, позволяющие избежать двойного учета, двойного использования и двойного требования.
  • Компенсационные кредиты должны предоставляться в рамках проектов, которые не приводят к существенному увеличению выбросов в других местах, т.е. к утечке материала. Программы компенсационного кредитования также должны предусматривать установленный процесс оценки и уменьшения утечки выбросов, которая может возникнуть в результате реализации компенсационного проекта или программы.
  • Компенсационные кредиты на выбросы углерода должны представлять собой сокращение выбросов, предотвращение или связывание углерода в результате проектов, которые не наносят чистого ущерба. Компенсационные проекты не должны нарушать местные, государственные/провинциальные, национальные или международные нормативные акты или обязательства.
  • Компенсационные программы должны предусматривать систему гарантий для устранения экологических и социальных рисков. Эти меры предосторожности должны быть обнародованы.
  • Программы должны публично раскрывать, кто отвечает за администрирование программы и как принимаются решения, т.е. за управление программой.
  • Программы должны публично раскрывать используемые критерии устойчивого развития, например, каким образом это способствует достижению приоритетов устойчивого развития страны, а также любые положения, касающиеся мониторинга, отчетности и проверки.

Помимо ИКАО, на 29-й сессии Конференции Сторон (COP29) Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН), которая состоялась в ноябре 2024 года, также были окончательно согласованы правила, которые обеспечат экологическую целостность и прозрачность международных углеродных рынков. ИКАО тесно сотрудничает с РКИК ООН и государствами — членами ИКАО для обеспечения того, чтобы правительства стран, принимающих мероприятия, которые генерируют соответствующие CORSIA единицы выбросов, утвержденные Советом ИКАО, могли разрешить использование этих единиц в рамках CORSIA.

Unlocking land restoration opportunities: Aviation’s role in combating desertification and drought

Соответствующие требованиям CORSIA виды топлива

Признавая проблемы, связанные с использованием экологически чистых видов топлива, в частности их потенциальное воздействие на продовольственную безопасность, биоразнообразие и уничтожение первичных лесов, ИКАО также провела обширную работу по решению этих проблем, поскольку авиационный сектор продвигается по пути перехода на экологически чистые виды энергии. Критерии устойчивости CORSIA для соответствующих требованиям CORSIA видов топлива содержат набор из 14 принципов и критериев, гарантирующих, что использование экологически чистого авиационного топлива (SAF) в рамках CORSIA способствует устойчивому использованию земельных и водных ресурсов и уважает права местных сообществ.

Производство CORSIA SAF должно:

  • поддерживать или улучшать качество воды и ее доступность.
  • поддерживать или улучшать состояние почвы.
  • способствовать ответственному обращению с отходами и использованию химических веществ.
  • поддерживатьбиоразнообразие, природоохранную ценность и экосистемные услуги.
  • уважайте права на землю и землепользование, включая права коренных народов и/или права, основанные на обычаях.
  • содействуйте социально-экономическому развитию в регионах с бедностью.
  • соблюдайте прежние официальные или традиционные права на водопользование.
  • содействуйте продовольственной безопасности в регионах с недостаточной продовольственной безопасностью.

Кроме того, CORSIA SAF не следует готовить из биомассы, полученной из наземных или водных систем с высоким содержанием биогенного углерода.

Unlocking land restoration opportunities: Aviation’s role in combating desertification and drought

В рамках программы ИКАО «Содействие, наращивание потенциала и подготовка кадров в области экологически чистого авиационного топлива» (ACT-SAF) ИКАО оказывает поддержку государствам в разработке и внедрении SAF, в том числе посредством проведения исследований по технико-экономическому обоснованию SAF и бизнес-внедрению. На сегодняшний день завершено семь технико-экономических обоснований, и еще 23 находятся в стадии разработки или скоро будут запущены.

Важной особенностью исследований SAF является всесторонний процесс консультаций с заинтересованными сторонами, в котором участвуют правительственные учреждения, ответственные за авиацию, окружающую среду, энергетику, заинтересованные стороны в цепочке поставок авиационного топлива и другие местные заинтересованные стороны для обеспечения учета всех экономических, экологических и социальных аспектов развития SAF.

Например, в исследовании, проведенном в Кот-д’Ивуаре, оценивалось потенциальное сырье для СВС с учетом таких экологических факторов, как обезлесение, защита биоразнообразия, эрозия почв и прибрежных зон, сохранение водных ресурсов и продовольственная безопасность. В Кот-д’Ивуаре один из самых высоких показателей обезлесения в мире: за последние 60 лет он потерял около 80% своих лесов, в основном из-за расширения сельского хозяйства. Следовательно, сохранение лесов является важнейшим приоритетом при оценке возможностей получения сырья для СВС в стране. Исследование показало, что пальмовое масло не является предпочтительным сырьем из-за проблем с землепользованием и существующего рынка сбыта. В отличие от этого, сельскохозяйственные отходы были определены как перспективный источник биомассы для производства СВС, при условии, что их можно эффективно собирать и перерабатывать.

Аналогичный подход был применен в других исследованиях, в том числе в исследовании, проведенном в Буркина-Фасо, в ходе которого было признано, что наличие биомассы тесно связано с традиционной практикой и обычаями, поскольку леса играют жизненно важную роль в социальной, культурной и экономической жизни людей. В исследовании также учитывались местные климатические условия при составлении рекомендаций по выращиванию СВС-сырья, чтобы избежать дополнительной нехватки воды.

Борьба с опустыниванием и засухой посредством борьбы с лесными пожарами

Помимо содействия устойчивому использованию земельных и водных ресурсов с помощью CORSIA, ИКАО также вносит свой вклад в предотвращение опустынивания и засухи, поддерживая усилия по борьбе с лесными пожарами.

Как подчеркивается в докладе Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) о лесных пожарах за 2022 год, интенсивность лесных пожаров растет, они распространяются по территории, что приводит к серьезным экологическим последствиям, включая воздействие на биоразнообразие, глобальный углеродный цикл и водосборные бассейны.

Экстренное реагирование на лесные пожары предполагает вмешательство как наземных, так и воздушных сил. Хотя наземные силы остаются основным рычагом воздействия и координатором общего реагирования, авиация играет важную вспомогательную роль в сдерживании распространения пожаров. С течением времени эффективность воздушного реагирования на пожары улучшилась, и этому способствовало постоянное совершенствование инструментов мониторинга и систем раннего предупреждения.

Диалог ИКАО по летающей борьбе с лесными пожарами (I4F), начатый в 2020 году, способствует обмену информацией о существующих мероприятиях, технологиях и механизмах, а также содействует сотрудничеству между государствами и заинтересованными сторонами посредством обмена знаниями. В ходе диалога I4F 2021 года была выявлена необходимость создания неофициальной многосторонней рабочей группы с участием ИКАО, Глобального центра мониторинга пожаров (GFMC), Международной поисково-спасательной консультативной группы (INSARAG) и Совместного подразделения ЮНЕП/Управления Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов (UNEP/OCHA) по окружающей среде (JEU). В нем также подчеркивалась важность определения координаторов в государствах — членах ИКАО для повышения осведомленности и получения поддержки в усилиях по борьбе с лесными пожарами.

Ключевые области, которые были определены для дальнейших действий, включали расширение информационно-пропагандистской деятельности, разработку систем сертификации, повышение осведомленности и стимулирование инноваций в области пожаротушения, прогнозирования, смягчения последствий и предотвращения пожаров. Основываясь на предыдущем диалоге I4F, планируется дальнейшее обсуждение этой инициативы. Недавно завершившаяся Авиационная климатическая неделя ИКАО также продолжила обсуждение такого сотрудничества в области адаптации к изменению климата и жизнестойкости.

Резюме

Согласно КБОООН, здоровая земля имеет центральное значение для благополучия экосистем и биоразнообразия планеты; она кормит нас, дает нам убежище и является основой процветающей глобальной экономики. Это понимание является основой подхода ИКАО к охране окружающей среды, который последовательно интегрирует соображения землепользования, отраженные в работе ИКАО, такой как CORSIA и диалог I4F, с целью раскрытия возможностей, связанных с авиацией, при одновременном содействии устойчивому землепользованию и сокращению выбросов CO2. ИКАО по-прежнему привержена укреплению своего сотрудничества с органами ООН и международными организациями в борьбе с опустыниванием и засухой, внося свой опыт в области авиации в эти совместные глобальные усилия.

Эта статья является переводом статьи, размещённой на информационном ресурсе Международной организации гражданской авиации ИКАО ICAO (unitingaviation.com).

Похожие публикации