Обмен военными ударами между США и Ираном вызвал быстро развивающуюся серию изменений в работе коммерческих авиакомпаний в регионе, включая временное закрытие воздушного пространства в связи с ответными ракетными ударами Ирана 23 июня.
Воздушное пространство над Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) было закрыто до ответа Ирана после того, как Тегеран заблаговременно предупредил о своих действиях. 14 ракет были выпущены по авиабазе Аль-Удейд за пределами Дохи — крупнейшей базе США в регионе. Американские войска находятся на базе более 20 лет.
Официальные лица Катара, ссылаясь на “развитие событий в регионе”, заявили в заявлении от 23 июня, что воздушное пространство страны будет закрыто “в рамках комплекса мер предосторожности”. Этот шаг фактически лишил права полетов государственную авиакомпанию Qatar Airways.
Объявление последовало за решением NOTAM о закрытии аэропорта Аль-Удейд. В NOTAM заявили, что база — ожидаемая цель любых ответных действий Ирана — будет закрыта на восемь часов, до 23 июня 2020 года по Гринвичу.
ОАЭ также закрыли свое воздушное пространство до ответа Ирана. Движение в международном аэропорту Дубая, который является узловым аэропортом как для Emirates Airline, так и для flydubai, было нарушено еще до ответа Ирана, а веб-сайты, отслеживающие полеты, показали, что несколько прибывающих рейсов были перенаправлены. Полеты в международном аэропорту Абу-Даби имени Зайда, где базируется авиакомпания Etihad Airways, также были прерваны. Вылеты и прибытия из ОАЭ возобновились вскоре после кратковременной атаки Ирана.
Бахрейн и Кувейт также закрыли свое воздушное пространство примерно во время удара Ирана.
Реакция Ирана и закрытие воздушного пространства последовали за серией изменений в расписании полетов и сменой маршрутов после авиаударов США по Ирану 22 июня. Теракты, являющиеся частью более широкого израильско–иранского конфликта, ознаменовали резкую эскалацию региональной нестабильности и вызвали немедленные последствия для международных авиаперевозок.
Крупнейшие авиаперевозчики стран Персидского залива и международные перевозчики отменили рейсы в Иран, Ирак, Израиль, Сирию и на соседние рынки, а также перенаправили самолеты по всему региону. Авиакомпания Emirates приостановила полеты в Багдад, Басру и Тегеран до 30 июня, в то время как авиакомпания Etihad приостановила полеты по маршруту Абу-Даби-Тель-Авив как минимум до 15 июля.
Ранее авиакомпания Qatar Airways приостановила полеты в Иран, Ирак и Сирию и из них, затронув девять маршрутов из Дохи, в то время как авиакомпания flydubai приостановила полеты в эти страны, а также в Израиль и Санкт—Петербург, Россия, до конца июня.
Европейские перевозчики также сворачивают свою деятельность в регионе. Lufthansa Group приостановила полеты в Тель-Авив и Тегеран до 31 июля и приостановила полеты в Амман, Бейрут и Эрбиль до начала июля. British Airways приостановила полеты в Тель-Авив до конца июля, а также в Амман и Бахрейн до 30 июня. Авиакомпания также отменила рейсы в Дубай и Доху 22-23 июня и перенаправила один рейс, направлявшийся в Дубай, из лондонского аэропорта Хитроу в Цюрих 22 июня.
Air France-KLM приостановила полеты в Дубай и Эр-Рияд и обратно до 24 июня. Французский авиаперевозчик также приостановил полеты в Бейрут до 25 июня, а в Тель-Авив — до 14 июля. Авиакомпания Wizz Air приостановила полеты в Тель-Авив и Амман до середины сентября и отказывается от полетов над воздушным пространством Израиля, Ирана, Ирака и Сирии. Авиакомпании Ryanair и airBaltic также отменили рейсы в Тель-Авив до конца лета.
Air India добавила к своим недавним сокращениям количество рейсов, приостановив все рейсы на Ближний Восток и в Европу, а также рейсы на Восточное побережье Северной Америки и обратно “с немедленным вступлением в силу”, сообщила авиакомпания поздно вечером 23 июня. В авиакомпании добавили, что из-за этого пришлось отменить по крайней мере несколько выполнявшихся рейсов.
“Air India постоянно консультируется со своими внешними консультантами по безопасности и внимательно следит за развитием ситуации”, — сказал перевозчик, назвав ситуацию “неподконтрольной авиакомпании”.
В дни, предшествовавшие забастовкам в США, American Airlines приостановила полеты в Доху, а United Airlines — в Дубай. Это последовало за более ранними решениями Delta Air Lines и United приостановить полеты в Тель-Авив
Мэтью Бори (Matthew Borie), директор по разведке компании Osprey Flight Solutions, занимающейся управлением авиационными рисками, говорит, что растущие ограничения полетов в страны Ближнего Востока за пределами Ирана, Ирака, Израиля и Сирии отражают растущие опасения по поводу возможных ответных атак со стороны Ирана.
“Авиакомпании, вероятно, отменяют рейсы в аэропорты ОАЭ и Катара, а также, в меньшей степени, Кувейта, Бахрейна и Саудовской Аравии из—за опасений по поводу атак беспилотников, крылатых ракет и/или баллистических ракет со стороны Ирана и/или его ставленников — йеменских хуситов и иракских группировок боевиков, поддерживаемых Ираном— нацелены на военные базы США в этих странах”, — объясняет он.
Бори добавляет, что перед американскими ударами иранские государственные СМИ предупредили США, Великобританию и Францию, что их военные базы и военно-морские силы в регионе станут мишенями, если они помогут Израилю защититься от иранских атак.
Кроме того, серьезной проблемой для авиакомпаний, работающих на Ближнем Востоке, также становятся глушение и подмена данных GPS. Наземные системы могут передавать ложные сигналы, которые вводят в заблуждение навигационные системы самолетов, потенциально сбивая их с курса.
По состоянию на 23 июня, данные Flightradar24 показывают, что коммерческие перевозки в основном прекратились из воздушного пространства Ирана, Ирака, Израиля и Сирии, при этом большинство перевозчиков перенаправили маршруты через Каспийское море, Египет и Саудовскую Аравию. Обычно оживленный коридор оставался в основном пустым после израильских ударов по Ирану 13 июня, при этом на некоторых дальнемагистральных маршрутах перерывы в движении увеличивались до 2 часов.
Однако 22 июня Министерство транспорта Израиля временно вновь открыло Тель-Авивский аэропорт Бен-Гурион, чтобы дать возможность гражданам Израиля вернуться домой. Данные Flightradar24 показывают, что 23 июня также прибыло и вылетело несколько рейсов, в том числе из Лос-Анджелеса, Нью-Йорка имени Джона Ф. Кеннеди и Парижа имени Шарля де Голля.