Вскоре после Парижского авиасалона 2023 года компания Pratt & Whitney обнаружила проблемы с загрязнением порошкового металла в некоторых частях своих турбовентиляторных двигателей с редукторным двигателем (GTF) PW1000G, которые были вызваны, помимо ранее выявленных проблем с долговечностью теплообменника силовой установки.
В обзоре «Полетная пятница» на этой неделе рассматривается последующее влияние GTF на самолеты.
В ходе анализа учитывается количество “дней простоя”, проведенных авиапарками. Это не имеет прямого отношения к воздушным судам, находящимся на земле без двигателей, поскольку некоторые из этих воздушных судов могут на законных основаниях проходить техническое обслуживание и ремонтно-восстановительный ремонт (ТОИР) или просто быть частью деятельности авиакомпании. Однако на высоком уровне тенденции по-прежнему сохраняются.
За шесть месяцев, прошедших после объявления Pratt, количество “рабочих дней” в процентном отношении выросло примерно с 20%; для самолетов семейства Airbus A320neo они составили до 40%. Затем наступил период, когда процентное соотношение колебалось в районе отметки 38%. В 2025 году спрос на семейство A320neo снова начал снижаться, поскольку компания Pratt решает проблемы с двигателями и возвращает их эксплуатантам для летнего сезона в Северном полушарии.
На Airbus A220 также сказались проблемы с GTF, но не в такой степени. Опять же, “дни простоя” начали увеличиваться, и крупные операторы A220, такие как airBaltic, выразили разочарование в доступности двигателей и, следовательно, самолетов. В первой половине 2025 года мы вновь стали свидетелями прогресса, которого добивается компания Pratt в возвращении двигателей эксплуатантам для их дальнейшей эксплуатации в воздухе, и на данный момент A220 имеет “наилучший” показатель.
Семейство Embraer E2 также пострадало. Однако их профиль несколько отличается: до конца 2024 года наблюдается медленный рост числа “рабочих дней”, а затем в начале 2025 года наблюдается сильный нисходящий тренд.
Средний результат — положительная тенденция к сокращению числа “рабочих дней”, поскольку Pratt, пыхтя, преодолевает отставание в двигателях. С появлением модели GTF Advantage, которая начнет выпускаться с конвейера в 2026 году, проблемы с долговечностью и металлическим порошком, как мы надеемся, останутся в прошлом.
Эти данные были собраны с использованием базы данных Aviation Week по использованию отслеживаемых воздушных судов.