Содержание
В этой серии статей “Разъяснение стратегических целей ИКАО” мы рассматриваем шесть стратегических целей, которые будут определять наше видение глобальной авиации до 2050 года. Эти цели отражают приверженность ИКАО созданию безопасной, безотказной, устойчивой, эффективной и инклюзивной системы воздушного транспорта, которая объединяет весь мир и никого не оставляет без внимания.
Авиация — это больше, чем просто средство передвижения, это катализатор экономического роста, торговли и развития. Наша стратегическая цель в области экономического развития с помощью воздушного транспорта направлена на создание доступной, жизнеспособной и хорошо взаимосвязанной глобальной авиационной системы, которая способствует процветанию для всех. Эта цель — от инфраструктуры до инноваций — помогает обеспечить вклад воздушного транспорта в социально-экономический прогресс в каждом регионе мира.
Почему экономическое развитие с помощью авиации имеет значение
Авиация поддерживает рабочие места, туризм, торговлю, цепочки поставок и трансграничное сотрудничество. В исследовании сообщается, что авиационный сектор обеспечивает 3,9% мирового валового внутреннего продукта (ВВП). Для многих стран, особенно не имеющих выхода к морю, островных или развивающихся государств, авиация имеет важное значение, обеспечивая жизненно важные связи с рынками, услугами и возможностями.
Эта стратегическая цель отражает нашу веру в то, что авиация является общественным благом, которое должно развиваться ответственно, справедливо и инклюзивно. Мы стремимся к созданию глобальной системы воздушного транспорта, которая обеспечивает общие экономические выгоды и способствует процветанию в каждом регионе.
Укрепление связи: приоритеты на 2026-2028 годы
В предстоящий трехлетний период мы продолжим продвигать экономическое развитие воздушного транспорта, уделяя особое внимание ключевым приоритетам:
- Расширение глобальных связей за счет сбалансированной либерализации, добросовестной конкуренции, улучшения доступа к рынкам и усиления механизмов защиты прав потребителей.
- Развитие и модернизация авиационной инфраструктуры, особенно в развивающихся регионах, с уделением особого внимания пропускной способности аэропортов, модернизации взлетно-посадочных полос и передовых навигационных систем.
- Проведение глобальных диалогов, таких как Седьмая Всемирная конференция по воздушному транспорту (ATConf/7) в 2026 году, на которой будут рассмотрены вопросы регулирования воздушного транспорта и другие стратегические направления экономической политики.
- Содействие заключению двусторонних и многосторонних соглашений с помощью мероприятий ИКАО по переговорам о воздушном сообщении (ICAN) — создание платформы для государств и других заинтересованных сторон по укреплению международных отношений в области воздушного сообщения.
- Продвижение инновационных моделей финансирования и государственно-частного партнерства для устранения пробелов в финансировании инфраструктуры.
- Добивается значительного прогресса в развитии авиационной статистики, данных и аналитики для поддержки основанного на фактических данных планирования и реализации политики государствами-членами.
- Предоставление государствам-членам долгосрочных прогнозов движения с помощью аналитических панелей ИКАО для сбора больших данных и использования их в качестве стратегического инструмента для долгосрочного планирования, наращивания потенциала и определения приоритетности инвестиций.
- Работаем над разработкой передовых аналитических инструментов, включая Индекс доступности воздушных перевозок и Глобальный индекс конкурентоспособности авиации. Эти инструменты позволяют государствам-членам оценивать и сопоставлять свои показатели по ключевым аспектам, таким как либерализация воздушного сообщения, инвестиции в инфраструктуру, владение авиакомпаниями и контроль над ними, а также концентрация рынка.
- Предоставление официальной статистики, которую государства-члены представляют в Организацию Объединенных Наций для мониторинга прогресса в достижении целей устойчивого развития (ЦУР).
Мы также будем поддерживать развитие новых секторов авиации, таких как беспилотные летательные аппараты и усовершенствованная воздушная мобильность (AAM), обеспечивая развитие нормативно—правовой базы для поддержки экономических возможностей при сохранении справедливости и безопасности.

Долгосрочное видение до 2050 года
По прогнозам, к 2050 году мировой пассажиропоток утроится и достигнет почти 12 миллиардов пассажиров в год. Наша долгосрочная цель заключается в том, чтобы поддерживать этот рост экономически обоснованным, социально инклюзивным и устойчиво управляемым образом.
Это означает укрепление основ мировой авиации — от инфраструктуры и инвестиций до доступа к рынкам и развития рабочей силы — при одновременном обеспечении того, чтобы ни одно государство не осталось в стороне от этого процесса.
Через Междисциплинарную рабочую группу по долгосрочным прогнозам движения (MDWG-LTF) ИКАО регулярно обновляет свои долгосрочные прогнозы движения до 2050 года, интегрируя последние глобальные экономические тенденции и показатели, которые также используются для расчета выбросов углекислого газа международной авиацией. Эти обновленные прогнозы доступны государствам-членам с помощью аналитических панелей больших данных ИКАО в качестве стратегического инструмента долгосрочного видения, планирования, наращивания потенциала и инвестиций для удовлетворения будущего спроса за счет оптимизированного предложения.Мы работаем над приведением развития авиации в соответствие с ЦУР Организации Объединенных Наций, гарантируя, что воздушный транспорт внесет существенный вклад в инклюзивное развитие, региональную интеграцию и повышение качества жизни во всем мире.
Восстановление и прогресс: 2022-2025 годы
В годы, последовавшие за пандемией COVID-19, мы тесно сотрудничали с нашими государствами-членами, чтобы поддержать восстановление авиации и открыть новые пути для роста. На 41-й Ассамблее ИКАО в 2022 году государства подтвердили роль авиации в восстановлении экономики и подчеркнули необходимость большей либерализации и инвестиций.Мы поддерживали международный диалог по вопросам владения авиакомпаниями и правилам инвестирования, поощряли новаторскую политику и содействовали заключению десятков новых соглашений о воздушном сообщении с помощью мероприятий ICAN, помогая государствам воссоединяться, перестраиваться и становиться сильнее вместе.
ИКАО предоставила интерактивные информационные панели с использованием платформы tableau, которые обеспечивают своевременную визуализацию и возможность настраивать запросы, позволяя государствам-членам, а также заинтересованным сторонам отслеживать последствия пандемии COVID-19 и других региональных кризисов для авиационной отрасли в целях их эффективного и бесперебойного восстановления.
Поскольку авиация продолжает расширяться и развиваться, стратегическая цель ИКАО в области экономического развития за счет воздушного транспорта обеспечивает четкий путь для устойчивого, инклюзивного и взаимосвязанного во всем мире роста. Поощряя инновации, укрепляя связь и обеспечивая всестороннее участие каждого государства, мы создаем авиационную систему, которая создает возможности и поддерживает развитие во всех регионах.
Эта тема также освещается в нашей серии видеороликов с разъяснениями ИКАО, в которых широкой аудитории рассказывается о работе ИКАО в области авиации. Посмотрите эпизод, посвященный экономическому развитию, чтобы увидеть, как авиация способствует процветанию во всем мире.
Эта статья является частью нашей текущей серии “Пояснения к стратегическим целям ИКАО”, в которой рассматриваются шесть целей, определяющих нашу работу до 2050 года. Далее:
Авиационное законодательство, отвечающее глобальным потребностям: адаптация правовой базы к меняющемуся миру.
Ниже представлен Стратегический план ИКАО на 2026-2050 годы.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на информационном ресурсе Международной организации гражданской авиации ИКАО ICAO (unitingaviation.com).