Автор: Вилли Уолш, Генеральный директор IATA
19 апреля 1945 года, 80 лет назад, руководители 57 авиакомпаний встретились в Гаване, Куба, чтобы создать уникальную ассоциацию авиакомпаний, которая будет способствовать безопасному, регулярному и экономичному транспорту на благо народов мира, развитию воздушной торговли и изучению связанных с этим проблем. Эта ассоциация будет называться Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Для достижения своей цели IATA обеспечит взаимодействие между многими заинтересованными сторонами в сфере авиации и будет сотрудничать с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и другими международными организациями.
Восемь десятилетий спустя IATA все еще существует, и глобальная авиация стала огромной силой, творящей добро в нашем мире. На индивидуальном уровне авиация обеспечивает фундаментальную свободу передвижения в глобальном масштабе. Авиационная отрасль занимает центральное место в цепочке создания стоимости, на долю которой приходится 3,9% (4,1 трлн долларов) мировой экономики. Авиационная отрасль обеспечивает около 86,5 млн рабочих мест по всему миру.
За прошедшие десятилетия существования IATA многое изменилось. После Второй мировой войны IATA оказалась на высоте задач, стоящих перед авиакомпаниями, помогая им создавать глобальные сети. На начальном этапе это означало создание основы для совместной работы авиакомпаний по всем вопросам, от наземного обслуживания и кодов аэропортов до стандартов продажи билетов и тарифов на авиабилеты. Хотя большая часть работы, которую ИАТА проводит сегодня, уходит корнями в 1945 год, важно отметить, что от санкционированной в то время правительством роли ИАТА в установлении тарифов давно отказались.
Современный высококонкурентный и нерегулируемый рынок воздушного транспорта сделал путешествия более доступными, чем когда-либо. Трансокеанское путешествие, которое раньше было событием, выпадающим раз в жизни, для всех, кроме избранных, теперь доступно большинству жителей развитых стран. А развивающиеся страны — это самые быстрорастущие рынки авиации, где отрасль создает экономические возможности и способствует процветанию.
В 1945 году авиакомпании перевезли девять миллионов пассажиров. В 2025 году авиакомпании перевозят девять миллионов пассажиров каждые 16 часов! Авиакомпании обеспечивают такой уровень безопасности, который не уступает современным достижениям науки, применяемым в условиях строгой дисциплины и культуры справедливости. Это возможно только в соответствии с мировыми стандартами. Если бы каждая авиакомпания, пункт назначения или регулирующий орган придерживались разных правил или передовой практики, результатом был бы хаос. Вместо этого, благодаря глобальным стандартам, мы живем в мире, где нет ничего необычного в том, чтобы разместить кого-то, кому сегодня нужно быть в Нью-Йорке, а на следующий день — в Джакарте.
Именно эти глобальные стандарты и передовые практики поддерживают актуальность IATA, в первую очередь аудит эксплуатационной безопасности IATA (IOSA), который является условием членства в IATA. Показатели безопасности полетов говорят нам о том, что авиакомпании, включенные в реестр, имеют лучшие совокупные показатели безопасности полетов, чем авиакомпании, не включенные в реестр.
За кулисами сервисы IATA поддерживают эффективную работу — от обеспечения пассажиров всей необходимой документацией для пункта назначения до программ, помогающих авиакомпаниям избежать турбулентности, и инструментов, позволяющих заинтересованным сторонам в сфере авиации прогнозировать спрос. Еще одним замечательным примером являются системы расчетов IATA, которые уже давно позволяют авиакомпаниям распространять свой продукт по всему миру через посредников. Для пассажиров это дает возможность приобрести электронный билет для путешествия в любую точку мира в единой валюте с помощью одной транзакции и быть совершенно спокойными за то, что он будет принят по прибытии в аэропорт.
На протяжении всей своей истории IATA помогала авиакомпаниям выполнять тяжелую работу по созданию глобальных сетей, которые сегодня объединяют наш мир. В любую годовщину естественно напоминать себе о достижениях, которые связаны с успехами сегодняшнего дня. Но в день 80-летия IATA главная причина такой ностальгии — это уверенность в будущем IATA. Я верю, что лучшие дни IATA еще впереди.
Когда авиакомпании сотрудничают в рамках IATA, они решают серьезные задачи и реализуют важнейшие возможности.
В отраслевом списке дел еще много дел, в которых IATA играет жизненно важную роль. Прогрессирующая цифровизация авиации открывает возможности для модернизации розничной торговли авиакомпаниями, внедрения цифровых идентификационных данных во время путешествий и повышения ценности авиаперевозок. Искусственный интеллект и технологии позволят нам извлекать еще больше информации из консолидированных отраслевых данных, что сделает все авиакомпании более безопасными и эффективными. Сила ассоциации будет направлена на устранение узких мест и развитие инфраструктуры и нормативно-правовой базы, которые понадобятся авиакомпаниям для получения еще большей экономической и социальной выгоды. И мы играем важнейшую роль в обеспечении будущего авиации, мобилизуя ресурсы и опыт, необходимые авиации для выполнения своих обязательств по нулевому уровню выбросов углерода к 2050 году.
Этот амбициозный список — это только то, что мы можем увидеть сегодня. Авиации не чужды ни технические инновации, ни кризисы. И то, и другое влечет за собой перемены. За годы работы IATA научилась находить решения как для возможностей, так и для проблем. И даже в эти неспокойные времена нет никаких сомнений в том, что чем больше людей будут подключаться к интернету, расширять бизнес и познавать мир с помощью авиации, тем лучше будет для всех нас. Это вдохновляет миссию IATA представлять авиакомпании мира, руководить ими и обслуживать их, чтобы они могли стать еще более мощной силой добра в нашем мире.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на официальном сайте Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (www.iata.org).