EASA и IATA опубликовали план по снижению помех GNSS – для авиалайнеров и беспилотных летательных аппаратов 19 июня 2025 г. Новости управления движением беспилотных летательных аппаратов Philip Butterworth-Hayes
Агентство авиационной безопасности Европейского союза (EASA) и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовали план по снижению рисков, связанных с помехами, создаваемыми глобальной навигационной спутниковой системой (GNSS). Этот план был составлен на основе выводов совместно организованного семинара по теме помех GNSS.
“Учитывая продолжающийся рост частоты инцидентов, связанных с помехами сигналам GNSS, участники семинара пришли к выводу, что необходим более широкий и скоординированный подход, сосредоточенный на четырех ключевых областях: улучшенный сбор информации, более эффективные меры по предотвращению и смягчению последствий, более эффективное использование инфраструктуры и управление воздушным пространством, а также усиление координации и готовности соответствующих служб. агентства”, — говорится в совместном пресс-релизе организаций.
“В последние годы в Восточной Европе и на Ближнем Востоке участились сообщения об инцидентах, связанных с помехами сигналам GNSS, известных как глушение и спуфинг. Аналогичные инциденты были зарегистрированы и в других местах по всему миру. Первоначальные меры реагирования были направлены только на пресечение этих инцидентов, связанных с помехами GNSS.
“Сбои в работе GNSS становятся все более частыми и сложными. Мы больше не просто сдерживаем помехи в работе GNSS — мы должны повысить устойчивость к ним. Меняющийся характер угрозы требует динамичного и амбициозного плана действий”, — сказал Йеспер Расмуссен, директор EASA по стандартам полетов. — Благодаря сотрудничеству с партнерами в Европейском союзе и IATA и поддержке Международной организации гражданской авиации (ICAO) мы стремимся обеспечить безопасность полетов и судоходство”.
“Количество случаев потери сигнала глобальной системы позиционирования (GPS) увеличилось на 220% в период с 2021 по 2024 год, согласно данным IATA, полученным в результате глобального обмена полетными данными для управления авиационными данными (GADM FDX). И в условиях сохраняющейся геополитической напряженности трудно ожидать, что эта тенденция изменится в ближайшем будущем. IATA и EASA совместно работают над усилением мер по сокращению штатов, которые встроены в систему, для обеспечения безопасности полетов. Следующим шагом ИКАО является продвижение этих решений путем глобального согласования стандартов, руководящих указаний и отчетности. Это должно стать первоочередной задачей на Ассамблее ИКАО, которая состоится позднее в этом году. Чтобы противостоять угрозе, авиация должна действовать сообща и без промедления”, — сказал Ник Кэрин, старший вице-президент IATA по эксплуатации, безопасности полетов.
Участники семинара пришли к выводу, что решающее значение имеют четыре направления работы:
Усовершенствованная отчетность и мониторинг
- Согласуйте стандартные радиосвязи для сообщения о помехах GNSS и стандартизированное кодирование уведомлений для летчиков (NOTAM), т.е. Q-коды.
- Определите и внедрите процедуры мониторинга и оповещения, включая мониторинг воздушного пространства в режиме реального времени.
- Обеспечить безотлагательное распространение информации среди соответствующих сторон для официальной отчетности.
Предотвращение и смягчение последствий
- Ужесточить контроль (включая экспортные и лицензионные ограничения) за устройствами для создания помех.
- Поддержите разработку технических решений для:
- уменьшения количества ложных предупреждений о рельефе местности;;
- устранения ситуационных помех с помощью портативных детекторов подмены; и
- обеспечения быстрого и надежного восстановления GPS-оборудования после потери сигнала или помех.
Управление инфраструктурой и воздушным пространством
- Поддерживайте резервную копию GNSS с минимальной эксплуатационной сетью традиционных навигационных средств.
- Более эффективно использовать возможности военного управления воздушным движением (ATM), включая тактические аэронавигационные сети и мониторинг инцидентов GNSS в воздушном пространстве в режиме реального времени.
- Усовершенствуйте процедуры планирования действий в воздушном пространстве на случай непредвиденных обстоятельств и возврата в исходное положение, чтобы воздушные суда могли безопасно перемещаться даже в случае возникновения помех.
Координация и готовность
- Улучшить координацию между гражданскими и военными, включая обмен данными о радиочастотных помехах GNSS (RFI).
- Подготовиться к возможностям, связанным с растущими угрозами, в том числе для беспилотных летательных аппаратов.
https://www.easa.europa.eu/en/newsroom-and-events/press-releases/easa-and-iata-publish-comprehensive-plan-mitigate-gnss?utm_campaign=d-20250619&utm_term=pro&mtm_source=notifications&mtm_medium=email&utm_content=title&mtm_placement=content&mtm_group=easa_press_release
(Изображение: Shutterstock)