Авиаперевозки могут стать менее доступными и с меньшим количеством вариантов для пассажиров, поскольку проблемы в цепочке поставок в отрасли продолжают влиять на пропускную способность, но технологии могут помочь авиакомпаниям стать более устойчивыми в нестабильные времена, прогнозирует глобальная консалтинговая компания по управлению.
В преддверии Парижского авиасалона компания Bain & Company опубликовала новый отчет, посвященный следующему десятилетию авиаперевозок, в котором говорится, что в 2024 году глобальные авиаперевозки превысили уровень, существовавший до пандемии, а глобальный пассажирооборот, по прогнозам, будет расти в среднем на 4,7% в год до 2030 года, если экономический рост стабилизируется, а предложение сохранится на прежнем уровне. Но в отчете также отмечается, что перебои с поставками, задержки с техническим обслуживанием и растущая напряженность в торговле создают нагрузку на систему. В нем говорится, что поставки самолетов в 2023 и 2024 годах оказались более чем на 30% ниже спроса, что вынудило авиакомпании продлить срок службы стареющих самолетов.
“Производство и техническое обслуживание воздушных судов по-прежнему значительно отстают от спроса”, — говорится в отчете. “Устаревший парк воздушных судов эксплуатируется на много лет раньше запланированного срока, поскольку поставки новых самолетов не соответствуют плановым показателям”.
В 2024 году Airbus и Boeing увеличили свои авиапарки всего на 4,7%, что значительно ниже 6,8%, необходимых для удовлетворения мирового спроса и обеспечения нормального уровня выхода на пенсию. Между тем, задержки с техническим обслуживанием и нехватка запчастей привели к тому, что среднее время ремонта турбовентиляторных двигателей с редукторной передачей превысило 250 дней — по сравнению со 140 днями до пандемии.
“Задержки с техническим обслуживанием, проблемы с надежностью новых двигателей и постоянная нехватка запчастей привели к резкому увеличению количества незавершенных работ и удвоению сроков выполнения работ”, — говорится в отчете. “Не хватает важнейших сырьевых материалов… Отрасль страдает от острой нехватки квалифицированной рабочей силы”.
Торговые трения усугубляют напряженность. “Тарифная неопределенность создает краткосрочную нестабильность спроса на авиаперевозки и усугубляет проблемы в цепочке поставок”, — поясняется в отчете.
Ожидается, что это давление ударит как по операторам, так и по пассажирам. “Результатом этих дополнительных расходов станут рост цен, увеличение времени ожидания и увеличение количества самолетов, простаивающих на земле”, — сказал Бэйн. “Авиакомпании будут предлагать меньше маршрутов, эксплуатировать больше самолетов и столкнутся с более высокими расходами на самолеты и техническое обслуживание. В целом, авиаперевозки могут стать менее доступными как с точки зрения наличия, так и с точки зрения ценовой доступности”.
Несмотря на трудности, некоторые игроки остаются в выигрыше. “Бюджетные перевозчики по-прежнему имеют наилучшие возможности для долгосрочного увеличения доли рынка в условиях, когда растет ценовое давление и спрос смещается в сторону внутренних перевозок на более короткие расстояния и туристических поездок, особенно в Европе”, — отмечается в отчете.
В отчете рекомендуется несколько действий: “Авиакомпании должны тщательно протестировать планы авиапарка с учетом различных задержек поставок и торговых сценариев” и “инвестировать в устойчивость цепочки поставок и привлечение квалифицированных кадров”.
В интервью ATW партнер Bain & Co. Джеффри Уэстон, один из авторов отчета, сказал, что устойчивость и неопределенность являются ключевыми факторами, с которыми приходится сталкиваться авиакомпаниям.
“С точки зрения эксплуатации, вы явно наблюдаете более экстремальные погодные условия, поэтому, когда вы смотрите на то, с чем приходится сталкиваться авиакомпаниям, частота штормов и других погодных явлений с научной точки зрения растет довольно быстрыми темпами”, — сказал Уэстон.
“Это во многом связано с операциями, но также непосредственно связано с тем, как вы взаимодействуете с клиентами, что особенно интересно в свете обновленного EU261 [Регламента ЕС о правах авиапассажиров], который одновременно стал жестче и мягче; это очень неоднозначный подход”.
Говоря о кризисе в цепочке поставок, Уэстон сказал, что во многих отношениях это была “старая новость”, но проблема в том, что она остается “все еще очень актуальной новостью и во многом проблемой, которая не распространяется равномерно — правда в том, что это оказывает гораздо большее влияние на некоторые авиакомпании». в то время как некоторые авиакомпании не оказывают никакого воздействия”.
По словам Уэстона, важнейшим вопросом для авиакомпаний является: “Во что вы инвестируете?” Предпочитают ли авиакомпании покупать больше самолетов или беречь свои наличные? Устойчивость — это ключ к успеху, но это также дорого обходится.
“Вы можете инвестировать в увеличение количества запасных частей, в увеличение числа дежурных экипажей, в увеличение площади для размещения людей в терминале, или вы можете инвестировать в новые системы, чтобы ускорить посадку, или сотрудничать с органами безопасности, чтобы обеспечить установку большего количества досмотровых машин”, — сказал он.
Уэстон также указал на вопросы, с которыми сталкиваются авиакомпании о том, стоит ли инвестировать в искусственный интеллект (ИИ) и как его использовать. “Мы в Bain считаем, что существует множество различных и интересных примеров использования ИИ. Это делает все немного быстрее и эффективнее”.
Малым и средним авиакомпаниям сложнее принимать инвестиционные решения, добавил Уэстон, заявив, что именно поэтому масштабирование стало важным фактором и что государства, которые допускают консолидацию поставщиков, также должны в большей степени способствовать консолидации авиакомпаний. “Для авиакомпаний еще важнее наращивать объемы”, — сказал он.
Искусственный интеллект также может помочь авиакомпаниям лучше понимать меняющихся клиентов и потребности участников программы лояльности. Уэстон объяснил, что системы искусственного интеллекта могут создавать “синтетического клиента” на основе сегментов типов пассажиров, и затем этого синтетического клиента можно спросить о его предпочтениях.
“Все подразделения авиакомпании могут иметь к этому доступ, и поэтому они могут использовать искусственный интеллект, чтобы выяснить, чего хочет каждый пассажир”, — сказал он.
[email protected] [email protected]