Содержание
Lockheed C-130 Hercules на протяжении десятилетий был тактическим транспортным самолетом военно-воздушных сил Соединенных Штатов и многих их союзников и партнеров. Сегодня он находится на вооружении всех подразделений — от береговой охраны США до Королевских военно-воздушных сил Новой Зеландии, занимающихся эвакуацией пациентов из Антарктиды. Военный транспортный самолет занимает нишу тактического военного транспорта, который по своим размерам уступает стратегическим транспортным самолетам, таким как C-5M Super Galaxy, C-17 Globemaster III и Airbus A400M Atlas, но по размерам превосходит вертолеты или небольшие тактические самолеты, такие как Airbus C295/CASA C-295.
Самолеты Lockheed Martin C-130 находятся на вооружении с 1956 года и поставляются тысячами. Этот универсальный самолет использовался многими подразделениями ВВС и был адаптирован для выполнения широкого спектра задач, в том числе в качестве боевого вертолета, средства наблюдения за погодой и платформы радиоэлектронной борьбы. Можно с уверенностью сказать, что C-130 выдержал испытание временем. Итак, сколько самолетов семейства C-130 было выпущено?
Производство Lockheed C-130 Hercules
Lockheed C-130 Hercules впервые поступил на вооружение вооруженных сил Соединенных Штатов в 1956 году. Затем он был приобретен многими вооруженными силами по всему миру, и их число возросло примерно до 60 стран. «Геркулес» зарекомендовал себя как очень легко приспосабливаемая платформа, которая была разработана в более чем 40 вариантах. Сегодня он используется для оказания медицинской помощи, транспортировки грузов, дозаправки в воздухе, морского патрулирования, воздушного пожаротушения, боевого вертолета и в различных других целях.
На смену оригинальному самолету Lockheed C-130 Hercules был выпущен обновленный самолет Lockheed Martin C-130J Super Hercules. В 2024 году The War Zone сообщила, что к тому времени, когда производство оригинальных моделей C-130 подошло к концу, был построен 2271 «легаси Херкс». Последней моделью legacy C-130 стал C-130H.
Хотя многие из этих устаревших C-130 продолжают эксплуатироваться по всему миру, многие из них были выведены из эксплуатации. Преемник, Super Hercules, заменил многие из этих ранних моделей. В настоящее время на вооружении ВВС США находятся 153 старых C-130Hs и 157 новых C-130J Super Hercules. Со своей стороны, Береговая охрана США перечисляет 18 старых моделей HC-130H, находящихся на вооружении, наряду с девятью HC-130J Super Hercules.
Производство Lockheed C-130J Super Hercules
В 1995 году Lockheed объединилась с Martin Marietta, образовав компанию Lockheed Martin. Обновленный C-130J получил название Lockheed Martin C-130J Super Hercules. Super Hercules поступил на вооружение в 1996 году, а в 1997 году компания Lockheed передала Японии последний более старый C-130H. К 2024 году компания Lockheed Martin поставила более 540 самолетов C-130J 26 операторам в 22 разных странах. Налет Super Hercules превысил три миллиона часов.
Семейство Lockheed C-130: | Количество выпущенных экземпляров (2024) |
---|---|
C-130 Hercules: | 2,271 |
C-130J Super Hercules (Супер Геркулес): | 540+ |
Итого: | 2,811+ |
Хотя Super Hercules в основном заменил более старый оригинальный вариант Hercules, он также заменяет другие модели Super Hercules. В июле 2024 года Australian Aviation сообщила, что Австралия объявила о своем плане закупить 20 новых C-130J Hercules для Королевских ВВС Австралии, чтобы заменить и расширить существующий парк из 12 C-130J-30 Super Hercules, которые были получены в период с 1999 по 2001 год. Первый из этих самолетов ожидается в конце 2027 года.
«Супер Геркулес» увеличил максимально допустимую полезную нагрузку с 42 000 фунтов до 44 000 фунтов. При максимальной нормальной полезной нагрузке C-130J увеличил дальность полета до 1800 морских миль с 1050 морских миль у C-130H (1700 морских миль у C-130J-30). Его максимальная взлетная масса составляет 164 000 фунтов, по сравнению с 155 000 фунтов у C-130H. Усовершенствования Super Hercules включали в себя установку турбовинтовых двигателей Rolls-Royce AE 2100D3, увеличение числа лопастей воздушного винта с четырех до шести и другие усовершенствования.
Повышение конкурентоспособности Hercules
Несмотря на то, что Super Hercules является отличным тактическим самолетом, он также сталкивается с конкуренцией на экспортном рынке. Одним из новых прямых конкурентов является бразильский Embraer C-390 Millennium. C-390 — это средний военно-транспортный самолет с реактивным двигателем, который впервые поступил на вооружение в 2019 году. На данный момент его заказали девять стран, всего около 47 единиц.
Компания Lockheed Martin надеялась, что Швеция выберет Super Hercules для замены своего устаревающего Hercules. В начале 2024 года компания Lockheed заявила: «Поскольку военно-воздушные силы Швеции (SwAF) готовятся к выполнению будущих задач по воздушным перевозкам, C-130J Super Hercules уже готов служить Швеции». Однако это не относится к Швеции, которая выбрала Embraer C-390 Millennium.
Выберите максимальный взлетный вес тактического/стратегического самолета: | |
---|---|
Boeing C-17 Globemaster III: | 585 001 фунтов |
Xi’an Y-20: | 490 000 фунтов |
Airbus A400M: | 311 000 фунтов |
Kawasaki C-2: | 311 000 фунтов |
Embraer C-390: | 191 800 фунтов |
Shaanxi Y-9: | 143 000 фунтов |
Lockheed Martin C-130J Super Hercules: | 155 140 фунтов |
Alenia C-27J Spartan: | 71 700 фунтов |
Другим конкурентом является европейский Airbus A400M Atlas, более крупный стратегический и тактический транспортный самолет. A400M имеет размеры от C-130J до C-17. Королевские военно-воздушные силы Великобритании были первоначальным заказчиком Super Hercules, но отказались от него после получения A400Ms. Японский Kawasaki C-2 поступил на вооружение в 2016 году и представляет собой еще одну альтернативу Super Hercules, хотя до сих пор не получил заказов за пределами Японии. В то время как Украина и Россия на самом деле больше не экспортируют военно-транспортные средства, китайские военно-транспортные самолеты (например, Shaanxi Y-9) могут стать альтернативой для некоторых стран.
Текущие заказы
Производство Super Hercules, по-видимому, продлится еще долгие годы, хотя, возможно, объемы его производства уже никогда не будут такими высокими, как раньше. Несмотря на то, что Lockheed Martin продолжает получать все больше заказов из разных стран мира, крупнейшим заказчиком всегда были вооруженные силы Соединенных Штатов. В настоящее время компания Lockheed сокращает годовой выпуск C-130J с 30 до 24 единиц. В разгар реализации программы компания Lockheed производила более 100 самолетов C-130 Hercules в год. Пик продаж пришелся на 1957 год, когда было построено рекордных 140 единиц.
Отчасти это связано с тем, что ВВС США приближаются к завершению закупок Super Hercules для Национальной гвардии и резервных подразделений. Последний самолет Lockheed Martin MC-130J Commando II был поставлен ВВС США в январе 2025 года, а последний AC-130J — в ноябре 2022 года. Тем не менее, военно-воздушные силы США продолжают заказывать новые C-130J через Конгресс. За исключением двух прототипов, все модели Hercules были изготовлены на заводе Lockheed в Мариетте в Джорджии, хотя это может измениться, когда будущие модели будут собираться в Индии.
Super Hercules также привлекает интерес из ранее немыслимых мест. В 2024 году агентство Reuters сообщило, что США предлагают Super Hercules Вьетнаму, хотя количество рассматриваемых самолетов не разглашалось. Этот шаг свидетельствует о том, что два бывших врага оставили свои разногласия позади и что Вьетнам отказался от закупок российской техники, в то же время не желая приобретать китайскую. Неясно, закажет ли Вьетнам Super Hercules или предпочтет другой транспорт, такой как Embraer C-390.
Самый длинный непрерывно производимый военный самолет
Если считать его преемника Super Hercules, «Геркулес» в настоящее время является самым продолжительным военным самолетом в истории, который непрерывно выпускался. В 2024 году «Геркулесу» исполнилось 70 лет. Хотя «Геркулес» поступил на вооружение в 1956 году, первый полет он совершил в 1954 году. С тех пор этот надежный самолет побывал практически везде и делал практически все. Производство Hercules будет продолжаться до 2030-х годов, и, похоже, его продолжительность составит около 80 лет.
Самолет регулярно совершает рейсы к обоим полюсам и регулярно доставляет военные грузы в горячие точки, такие как Афганистан и Вьетнам. Компания Lockheed Martin гордится тем, что «C-130 имеет самый продолжительный непрерывный цикл производства военных самолетов в истории и входит в тройку самых протяженных непрерывных линий по производству самолетов любого типа».
«Геркулес» способен передвигаться по пересеченной местности и грунтовым дорогам во враждебных районах. Он выполняет широкий спектр задач как на войне, так и в мирное время. Несмотря на это, его неспособность взлетать вертикально была одной из главных причин, побудивших к разработке конвертоплана CV-22 Osprey после кризиса с заложниками в Иране в 1979-1981 годах. Однако в будущем военно-воздушные силы могут рассмотреть более разнообразные варианты транспортировки, от самолетов с возможностями V/STOL до военного варианта Starship от SpaceX.
Перспективы C-130J
Забегая вперед, отметим, что Super Hercules в настоящее время сталкивается с растущей конкуренцией на экспортном рынке, в то время как военно-воздушные силы Соединенных Штатов стремятся стать более маневренными. Пока неясно, какой в конечном итоге будет замена в Военно-воздушных силах, но военно-воздушные силы ищут самолеты меньшего размера с возможностями V/STOL, которые могли бы взять на себя часть их функций. В будущем крупные воздушные суда, эксплуатирующиеся с взлетно-посадочных полос, будут рассматриваться как уязвимые, что заставит ВВС рассмотреть альтернативные варианты, не зависящие от взлетно-посадочных полос. В настоящее время ВВС реализуют программу «Мобильность без взлетно-посадочных полос/Воздушная перевозка внутри театра военных действий следующего поколения» (NGIA).
У Индии есть потребность в приобретении до 80 средних транспортных самолетов, и компания Lockheed Martin ведет переговоры о том, чтобы некоторые из них или все они были ее Super Hercules, построенными в Индии. Различные страны по всему миру продолжают размещать заказы на Super Hercules, и Lockheed Martin ожидает, что производство будет запущено в 2030-х годах.
В 2024 году, как сообщил Николас Смайт, директор по развитию бизнеса международной воздушной мобильности в Lockheed Martin, The War Zone. Смит заявил, что он видел, как темпы производства C-130J составляли всего 12 единиц в год, а темпы производства достигали 36 единиц в год. Он заявил, что затем завод был переоборудован для производства 36 машин в год, добавив, что в 2024 году объем производства составлял 20 машин в год. Пока неясно, сколько еще Super Hercules будет поставлено, хотя маловероятно, что оно когда-либо приблизится к более чем 2200 оригинальным Hercules.