Содержание
- 1 B-36 был разработан во время войны и поступил на вооружение после нее
- 2 The Peacemaker обеспечивал сдерживание с помощью силы
- 3 Самолет был создан для выполнения Немыслимых задач
- 4 Почему именно комбинация Пропеллера и реактивного двигателя?
- 5 B-36 Был Тонкокожим, Темпераментным Гигантом
- 6 Эра реактивных бомбардировщиков привела к концу «Миротворца»
В-36 мог развивать скорость более 400 миль в час, выполняя «шесть поворотов и четыре горения«, как гласил слоган. На сегодняшний день сохранилось всего четыре экземпляра, и ни один из них не находится в летном состоянии из-за сложности чудовищно огромного самолета. B-36 «Миротворец» был одним из самых больших самолетов, когда-либо созданных, и самым большим на вооружении вооруженных сил США, когда он только появился.
В выпуске журнала Smithsonian за 1996 год содержится подробная история службы B-36 в Военно-воздушных силах Соединенных Штатов. Автор этой статьи, Дэниел Форд, цитирует первого командующего Стратегическим воздушным командованием (SAC) генерала Джорджа Кенни, который похвалил самолет следующим образом:
«B-36 взлетел выше, быстрее и дальше, чем кто-либо ожидал, и пилотам это понравилось. Это был счастливый случай».
B-36 преодолел разрыв между бомбардировщиками с радиальными двигателями времен Второй мировой войны и современными реактивными самолетами, такими как
Boeing B-52 Stratofortress. Convair построила B-36 в качестве преемника своего собственного B-24 Liberator и следующего поколения самолетов после Boeing B-29 Superfortress.
B-36 был разработан во время войны и поступил на вооружение после нее

По данным ВВС США, B-36 был разработан компанией Consolidated Vultee в Сан-Диего и предназначался для использования в качестве стратегического бомбардировщика во время Второй мировой войны. Самолет пролетел 230 футов от кончика крыла до конца и был спроектирован так, чтобы пересечь Атлантику, войти в воздушное пространство Германии со скоростью 300 миль в час и сбросить 10 000 фунтов бомб с высоты 40 000 футов. Армия была чрезвычайно впечатлена многообещающим дизайном и в 1941 году заказала пару опытных образцов.
Однако B-36 не были поставлены вовремя, чтобы принять участие в боевых действиях во время Второй мировой войны. Действительно, первые самолеты поднялись в воздух в 1946 году, как раз когда американские военные демобилизовывались. В отчете Дэниела Форда для Смитсоновского института также отмечается, что генерал Кертис Эмерсон Лемей, который занял пост второго командующего SAC, однажды сказал, что:
«B-36 часто называли временным бомбардировщиком. За мои деньги каждый бомбардировщик, который когда-либо был или будет бомбардировщиком промежуточного базирования».
The Peacemaker обеспечивал сдерживание с помощью силы
Во время Корейской войны B-36 сыграл важную роль в предотвращении применения ядерного оружия. Трумэн передал девять атомных бомб военным, которые в то время находились под контролем органов по атомной энергии. В 1951 году B-36 совершил перелет из Техаса на аэродромы в Великобритании и Марокко в качестве демонстрации силы Советскому Союзу.
Было задействовано всего шесть самолетов, но Москва и большая часть Советского Союза оказались в радиусе действия самолетов, способных нести ядерное оружие, что явилось четким сигналом с их мест базирования. Ниже приведены сохранившиеся образцы Convair B-36 Peacemaker, по данным Airplanes Online:
Объект | Местоположение | Модель | Серийный номер. |
---|---|---|---|
Национальный музей военно-воздушных сил США | Военно-воздушная база Райт-Паттерсон Дейтон, Огайо | B-36J-1-CF | 52-2220 |
Музей авиации и космонавтики Пимы | Рядом с военно-воздушной базой Дэвис-Монтан Тусон, Аризона | B-36J-10-CF | 52-2827 |
Стратегическое воздушное командование и аэрокосмический музей | Эшленд, Небраска | B-36J-1-CF | 52-2217 |
Замок-музей под открытым небом | Этуотер, Калифорния | RB-36H-30-CF | 51-13730 |
В 1955 году перед компанией Convair была поставлена задача перепрофилировать мега-бомбардировщик и сделать из него только самое необходимое. Компания поставила «легкий» B-36 всего с двумя пушками и без излишеств, чтобы максимально увеличить его дальность полета. Все более ранние модели были модифицированы в соответствии с новым стандартом, став очень ценными разведывательными платформами. В конечном итоге SAC получила 369 реактивно-поршневых гибридов, включая все версии.
RB-36 был обозначением разведывательного варианта. Он мог нести атомную бомбу, но его главным оружием была камера размером с небольшой автомобиль. В нем даже была фотостудия, которая заменила передний бомбоотсек, а система имела рулон пленки шириной 18 дюймов и длиной 1000 футов. Камера могла видеть танки, самолеты, ракеты и заводы с высоты восьми миль над землей. Экипажи B-36 регулярно выполняли чрезвычайно длительные полеты, например, по 45 часов, на недосягаемой высоте.
Самолет был создан для выполнения Немыслимых задач
После вывода войск США на континентальную часть Соединенных Штатов и раскрытия амбиций Иосифа Сталина миссия Стратегического воздушного командования (САК) стала еще более актуальной. Бомбардировщик B-36, обладающий большой дальностью полета и высокой грузоподъемностью, был жизненно важен для SAC, особенно когда постоянная напряженность в отношениях с Советским Союзом привела к холодной войне, и Советы неоднократно демонстрировали, что будут испытывать судьбу, пока не достигнут предела возможностей западных держав, и особенно США терпение.
В конце Второй мировой войны только 27 самолетов Boeing B-29 имели модификации «Серебряной пластины», необходимые для сброса атомной бомбы, и они были отнесены к 509-й бомбардировочной группе. Ядерный арсенал США содержал ровно 13 единиц атомного оружия, которые контролировались Комиссией по атомной энергии и президентом Трумэном.
В июне 1948 года Convair доставила первый боеготовый самолет B-36A 7-й бомбардировочной группе SAC на военно-воздушную базу Карсуэлл. Эти два самолета стали началом новой эры для недавно созданных Военно-воздушных сил США, а также для Америки и всего мира. Потребность в оружии для поддержки ядерной триады в рамках стратегии взаимного гарантированного уничтожения (MAD) привела к развертыванию величайшей гонки вооружений в истории человечества.
Почему именно комбинация Пропеллера и реактивного двигателя?
B-36B был последним бомбардировщиком ВВС США с поршневым двигателем. Турбореактивный двигатель был разработан во время Второй мировой войны для скоростных истребителей, летающих на большой высоте, но эти двигатели потребляли слишком много топлива. Новое поколение двухконтурных турбореактивных двигателей со значительно увеличенным расходом топлива и изобретение системы дозаправки в полете изменили бы все. В 1949 году Boeing B-47 Stratojet также начал выпускаться, а легендарный B-52 уже находился в разработке.
Военно-воздушные силы потребовали, чтобы Convair прикрепила две реактивные капсулы поближе к законцовкам крыла B-36, поскольку они были обеспокоены его уязвимостью, и к марту B-36B, оснащенный четырьмя Allison J35, был в полете. На каждой серийной модели, представленной в июле, было установлено по два двигателя General Electric J-47-GE-19, которые были переоборудованы для работы на бензине, что удвоило мощность самолета.
В интересах Конгресса Военно-воздушные силы обнародовали новые технические характеристики реактивного самолета B-36D, включая максимальную скорость 435 миль в час, потолок в 50 000 футов и дальность полета до 12 000 миль. Далее Лемей сказал, что он лично пообещал, что B-36 сможет долететь до любой цели так, что противник не заметит этого до тех пор, пока бомбы не будут сброшены.
Модернизированный B-36B с шестью башнями и 20-миллиметровыми пушками поступил на вооружение стратегических бомбардировщиков в 1948 году. Подполковник Джон Бартлетт вылетел на Гавайи 7 декабря, сбросил муляж бомбы весом 10 000 фунтов и вернулся, не будучи обнаруженным радаром острова. Вариант В также отличался модификациями «Большого шлема», необходимыми для транспортировки водородной бомбы весом 43 000 фунтов и длиной 30 футов.
B-36 Был Тонкокожим, Темпераментным Гигантом
B-36A был большим, подверженным поломкам бомбардировщиком, общая площадь поверхности которого была больше, чем у обоих крыльев B-24. Кабина пилота была закрыта широким козырьком из оргстекла, и с помощью пульта управления пилот перемещал триммер в противоположном направлении, чтобы направить рулевые поверхности в нужном направлении. «Миротворец» имел шесть двигателей объемом 4360 кубических дюймов, каждый с четырьмя рядами по семь цилиндров, за что получил прозвище «кукурузный початок». В носовой кабине находилось 10 мест для экипажа, включая бомбардира, штурмана, радиста и стрелков.
На более поздних моделях экипаж бомбардировщика был еще больше — до 22 человек на разведывательных версиях. На некоторых из них даже выполнялось по два задания, и наземному экипажу требовалось шесть часов на подготовку бомбардировщика к вылету, после чего проводилась часовая предполетная проверка. Дистанционно управляемая пушка оказалась настолько неэффективной, что в конечном итоге ее устранили, и B-36A стал тренажером для экипажа B-36Bs.
Пропеллеры были реверсивными для торможения при посадке, но иногда они меняли направление, когда самолет находился в полете или разгонялся перед взлетом. На крейсерской скорости цилиндры перегрелись, и защитные экраны из нержавеющей стали, окружающие двигатели, разлетелись вдребезги. Механику пришлось бы тащить ведро с новыми свечами зажигания, чтобы отремонтировать все шесть двигателей после полутора суток полета, так как свинец, содержащийся в топливе, испортил бы их все — всего 336 свечей зажигания.
В некоторых самолетах утечка была настолько сильной, что топливо заливало асфальт под ними, так как вышли из строя уплотнения подвесных топливных баков «мокрого крыла». Многие пилоты по-прежнему положительно оценивали B-36, и большинство членов экипажа хвалили его, хотя другие не одобряли это назначение из-за множества проблем с самолетом.
Эра реактивных бомбардировщиков привела к концу «Миротворца»
B-36 был важным самолетом для стратегии ВВС США во время холодной войны до его замены на B-52 Stratofortress. Convair попыталась обогнать Boeing с помощью YB-60, который представлял собой модернизацию B-36 с реактивным двигателем, но безуспешно.
Он снялся в голливудском фильме «Стратегическое воздушное командование», когда им управлял Джимми Стюарт, который, согласно записям Lockheed Martin, был настоящим бригадным генералом резерва ВВС. B-36 оставался на вооружении, пока разрабатывался новый Stratofortress, который должен был превратить SAC в полностью реактивную авиацию.
B-36 Peacemaker оправдал свое название, никогда не отправляясь на войну и не сбрасывая бомбы в гневе. Он был создан в то время, когда атомная бомба изменила стратегическую авиационную мощь, а турбореактивный двигатель произвел революцию в летных характеристиках, оказавшись на перепутье, разделившем две эпохи в истории авиации.