Исландский авиаперевозчик Play завершит свои оставшиеся рейсы в США позднее в этом году и перейдет к модели, ориентированной на отдых и лизинг с обслуживанием в рамках предлагаемого поглощения под руководством руководства, в результате которого авиакомпания будет исключена из листинга Nasdaq Iceland.
В уведомлении Центральному банку Исландии генеральный директор Эйнар Эрн Олафссон и вице-председатель Элиас Скули Скуласон подтвердили планы направить добровольное предложение по всем находящимся в обращении акциям Play через новую холдинговую компанию BBL 212 hf. Стоимость акций в рамках предлагаемого предложения составляет 1 австралийскую крону за штуку, что на 24,2% выше последней цены закрытия сделки авиакомпании. У инвесторов будет возможность получить денежные средства или акции в новой компании.
Сторонники сделки уже контролируют 20% капитала Play и обеспечили финансирование в размере 7 миллионов долларов, а также планируют привлечь дополнительные 13 миллионов долларов для завершения сделки и финансирования операций.
В рамках реструктуризации Play приостановит все оставшиеся услуги в США. Рейсы в Нью-Йорк-Стюарт прекратятся 1 сентября, затем в Бостон-Логан — 15 сентября и Балтимор/Вашингтон — 24 октября. Маршруты в Северную Европу также будут сокращены, поскольку авиакомпания отказывается от стратегии «центр-спица», которая определяла ее модель при запуске четыре года назад.
Согласно документам для инвесторов, маршруты Play hub-and-spoke показали неудовлетворительные финансовые результаты, что привело к убытку в размере 20 миллионов долларов в 2024 году по сравнению с прибылью в 24 миллиона долларов на европейских рынках отдыха «точка-в-точку».
“Из-за ограничений воздушного пространства несколько европейских авиакомпаний перераспределили мощности через Атлантику, что привело к избыточным мощностям на трансатлантическом рынке”, — говорится в документе с предложением. “Многие перевозчики приостановили или прекратили полеты по маршрутам в Восточную Азию, оказавшись в невыгодном конкурентном положении по сравнению с азиатскими авиакомпаниями, которые все еще могут летать над Россией. Это усилило давление на трансатлантические рейсы”.
Обновленная сеть будет сосредоточена на четырех самолетах семейства Airbus A320, которые будут летать из аэропорта Рейкьявик-Кефлавик, ориентируясь на рынки отдыха и ПВП. Play планирует расширить обслуживание на популярных и малообеспеченных курортах, включая недавно анонсированные рейсы в Анталию, Фару и Агадир. По данным компании, за последнее десятилетие рынок туристических услуг рос в среднем на 18,4% в год.
“Мы фокусируемся на прибыльных аспектах бизнеса — рейсах по направлениям sun — и отказываемся от тех, которые не принесли результатов”, — говорит Олафссон. Авиакомпания также планирует расширить свою сеть VFR в Восточной Европе, поскольку за последние 10 лет совокупный годовой темп роста составил 26,7%.
Параллельно Play будет уделять все больше внимания воздушным судам, экипажам, техническому обслуживанию и страхованию. Авиакомпания уже передала SkyUp четыре самолета и ведет переговоры о сдаче в аренду еще двух. На эти самолеты, наряду с остальным парком, будет распространен мальтийский сертификат эксплуатанта Play Air Airlines (AOC), который компания получила в марте. Исландская авиакомпания AOC будет ликвидирована.
Из документов для инвесторов также следует, что Play подписала меморандум о взаимопонимании с “международным перевозчиком среднего размера”, выполняющим регулярные и чартерные рейсы по 90 направлениям в 30 странах. Соглашение предусматривает предоставление лизинговых услуг и коммерческое сотрудничество для запуска новых туристических маршрутов. Партнер выразил заинтересованность в приобретении до 49% акций авиакомпании Fly Play Europe, базирующейся на Мальте.
Еще одна возможность находится в стадии разработки в Косово, где Play обсуждает возможность создания виртуальной авиакомпании в сотрудничестве с тремя крупнейшими туроператорами страны. Это предприятие будет выполнять функции флагманского авиаперевозчика Косово и выиграет от высокого спроса на ПВП в стране.
Организаторы предложения утверждают, что эти шаги повысят долгосрочную ценность Play. “Play может стать привлекательной целью для приобретения на рынке лизинга”, — говорится в документе о предложении. — Современный и экономичный автопарк Play позиционирует его как ценный актив на этом рынке, особенно учитывая, что срок действия действующих договоров аренды приближается”.
В случае успешного поглощения Play завершит перевод своего AOC на Мальту, закроет свой исландский AOC и перенесет большинство корпоративных операций на Мальту и в Литву. Пересмотренная структура капитала и окончательные условия будут подробно описаны в документе о предложении, который будет утвержден регулирующими органами. Если финансирование будет обеспечено, полное предложение будет представлено в Управление финансового надзора Исландии.