Содержание
Airbus A380 — самый большой коммерческий самолет, когда-либо построенный, с максимальной взлетной массой 575 000 кг (1 268 000 фунтов). Оснащенный четырьмя двигателями Rolls-Royce Trent 900 или Engine Alliance GP7200, двухэтажный quadjet также является самым вместительным пассажирским самолетом в мире, который обычно вмещает около 525 пассажиров в трех классах салона (хотя сертифицирован максимум на 853 пассажира!).
Учитывая его гигантские размеры и вес, он, очевидно, маневрирует не так хорошо, как такой узкофюзеляжный самолет, как Airbus A320. Что касается способности самолета набирать высоту, то тяговооруженность A380 ниже, что в конечном итоге приводит к снижению скорости набора высоты, что может существенно повлиять на эксплуатационные процедуры при пилотировании реактивного самолета. Это особенно актуально на больших высотах, где воздух разрежен и реактивные двигатели работают не так эффективно.
Почему у A380 низкая скорость набора высоты
Хотя оптимальная скороподъемность (ROC) любого воздушного судна зависит от особенностей данного полета, некоторым воздушным судам приходится набирать высоту медленнее, чем другим. Airbus A380 относится к категории «сверхтяжелых» самолетов из-за своих размеров, веса и аэродинамических характеристик, что означает, что пилоты редко будут набирать скорость более 1500 футов в минуту во время первоначального набора высоты после взлета.
Однако, достигнув высоты 5000 футов и выше, A380 способен поддерживать более высокую скорость набора высоты — около 2500 миль в минуту, что в основном соответствует показателям других широкофюзеляжных коммерческих самолетов. Судя по данным Eurocontrol, типичная скорость полета A380 при взлете на высоту 5000 футов составляет 1500 оборотов в минуту при указанной воздушной скорости (IAS) 190 узлов. Оснащенный четырьмя двигателями мощностью 75 000 фунтов, A380 может значительно увеличить свою скорость до 320 узлов и развить скорость около 2500 оборотов в минуту.
Фаза | МСФО (IAS) (kts) | ROC (fpm) |
---|---|---|
Начальный набор высоты (5000 футов) | 190 | 1,500 |
Подъем на высоту FL150 (15 000 футов) | 320 | 2,500 |
Подъем на высоту FL240 (24 000 футов) | 320 | 1,300 |
Поднимитесь на крейсерскую высоту | – | 1,000 |
При крейсерской скорости 0,85 Маха A380 обычно совершает полет на высоте от FL350 до FL400, а его рабочий потолок составляет 43 000 футов. Скорость полета А380 замедляется по мере приближения к крейсерской высоте, поскольку двигатели работают не так хорошо на больших высотах из-за меньшей плотности воздуха. Подводя итог, можно сказать, что A380 сначала будет медленно подниматься из аэропорта после взлета, но после завершения начального набора высоты он может развить впечатляющую вертикальную скорость.
Сравнение с другими широкофюзеляжными самолетами
Начальная скороподъемность A380 — одна из самых низких в отрасли, наравне с другими крупными четырехместными самолетами, такими как Airbus A340 и Boeing 747-400. Более современные широкофюзеляжные самолеты, в частности Airbus A350 и Boeing 787 Dreamliner, могут выдерживать более крутой подъем на начальном этапе набора высоты, хотя на последующих этапах полета они имеют скорость набора высоты, аналогичную скорости A380.
Это весьма впечатляет, учитывая, что A350 и 787 оснащены всего двумя двигателями, хотя их габариты и вес также значительно меньше. По сравнению с грузоподъемностью A380 в 575 000 кг, у A350-900 этот показатель составляет менее половины — 283 000 кг, а у 787-9 он еще ниже — 254 000 кг. Таким образом, эти две модели самолетов обычно могут набирать высоту со скоростью около 3000 оборотов в минуту сразу после взлета, что вдвое превышает скорость A380.
Воздушное судно | IAS (kts) | Начальный ROC (fpm) до 5000 футов |
---|---|---|
Аэробус А380 | 190 | 1,500 |
Боинг 747-8 | 230 | 2,500 |
Боинг 777-300ER | 200 | 3,000 |
Аэробус А350-900 | 220 | 3,000 |
Боинг 787-9 | 190 | 2,700 |
Ближайшим конкурентом A380 по габаритам является Boeing 747-8, который также способен развивать гораздо более высокую скорость на начальном этапе набора высоты — около 2500 оборотов в минуту. Более старые версии 747-го были не столь быстродействующими: у 747-400 начальная скорость набора высоты составляла примерно 1500 оборотов в минуту, а у моделей -100 и -200 — всего 1000 оборотов в минуту. Однако Boeing 747SP, укороченная версия оригинального Boeing 747-100, имела чрезвычайно впечатляющую скорость разгона до 3000 оборотов в минуту при первоначальном наборе высоты.
Как насчет скорости снижения A380?
Точно так же, как у самолета есть рекомендуемая скорость набора высоты, то же самое верно, когда самолету необходимо снизиться для посадки или по любой другой причине. Как и следовало ожидать, у A380 одна из самых низких скоростей снижения (ROD) среди широкофюзеляжных самолетов: начальная скорость снижения с крейсерской высоты составляет 1000 футов в минуту, хотя она может увеличиваться до 2000 футов в минуту до FL100.
Когда дело доходит до захода на посадку, A380 обычно снижается со скоростью 1000 оборотов в минуту, что также медленнее, чем у других самолетов. Самолет A380 обычно начинает свой первоначальный спуск примерно за 30 минут до запланированной посадки, учитывая, что скорость снижения у него ниже средней.
Воздушное судно | Начальный спуск (до FL240) | Спуск (до FL100) | Подход |
---|---|---|---|
Airbus A380 | 1000 оборотов в минуту | 2000 оборотов в минуту | 1000 оборотов в минуту |
Boeing 747-8 | 1500 оборотов в минуту | 3000 оборотов в минуту | 1500 оборотов в минуту |
Boeing 777-300ER | 1000 оборотов в минуту | 3000 оборотов в минуту | 1500 оборотов в минуту |
Airbus A350-1000 | 1500 оборотов в минуту | 2500 оборотов в минуту | 1500 оборотов в минуту |
Boeing 787-9 | 2500 оборотов в минуту | 2500 оборотов в минуту | 1500 оборотов в минуту |
Его начальная скорость снижения ниже, чем у других больших самолетов, таких как 747-8 или A350-1000, и составляет 1500 оборотов в минуту, в то время как последующее снижение до FL100 происходит ближе к другим большим широкофюзеляжным самолетам, но все же медленнее.
Только Некоторые Аэропорты Могут Принимать Самолеты A380
Самолет A380 относится к категории сверхтяжелых воздушных судов и имеет обозначение «Код F» в соответствии с кодовым обозначением аэродрома ИКАО. Это означает, что только аэропорты, сертифицированные для обслуживания воздушных судов с кодом F, могут принимать самолеты A380, и им необходимо внести ряд изменений в соответствии с особыми потребностями воздушного судна.
Размах крыльев A380, составляющий 79,75 метра, как раз соответствует коду F в 80 метров, и это обозначение также применяется к Boeing 747-8. Для того чтобы аэропорты соответствовали требованиям кодекса F, они должны иметь взлетно-посадочные полосы шириной 60 метров и расширенные рулежные дорожки, дополнительный зазор на перроне и усиленное покрытие, а также другие усовершенствования для обслуживания таких больших и тяжелых самолетов.
По всему миру насчитывается почти 150 аэропортов, способных принимать самолеты A380, хотя в настоящее время не все из этих аэропортов принимают рейсы A380. В Соединенных Штатах только 16 аэропортов сертифицированы для полетов A380, самым загруженным из которых является международный аэропорт Лос-Анджелеса (LAX). Самым загруженным в мире является, конечно же, международный аэропорт Дубая (DXB), в котором базируется авиакомпания Emirates, крупнейший в мире оператор самолетов A380.
Насколько Мощным является Airbus A380?
Airbus A380 предлагался клиентам с двумя вариантами двигателей — Rolls-Royce Trent 900 или Engine Alliance GP7200 — примерно в соотношении 50 на 50 между двигателями, заказанными в ходе серийного производства A380. Оснащенный четырьмя из этих двигателей мощностью 75 000 фунтов, A380 может похвастаться самой мощной тягой из всех когда-либо построенных коммерческих реактивных самолетов. Хотя отдельные двигатели сами по себе не самые мощные (например, GE90 на Boeing 777-200LR и -300ER), тот факт, что их четыре, ставит A380 на первое место в этом отношении.
Это обеспечивает A380 максимальную тягу около 300 000 фунтов, что опережает Boeing 747-8 и его четыре двигателя GEnx, которые в совокупности могут развивать тягу в 266 000 фунтов. На самом деле, A380 настолько мощный, что его тяга почти равна тяге шести самолетов Boeing 737, или, по данным Airbus, «эквивалентна примерно 2500 лошадиным силам семейных автомобилей«.
Воздушное судно | Максимальный взлетный вес |
---|---|
Airbus A380 | 575 000 кг (1 268 000 фунтов) |
Boeing 747-8i | 447 700 кг (987 000 фунтов) |
Airbus A340-600 | 380 000 кг (838 000 фунтов) |
Boeing 777-9 | 351 534 кг (775 000 фунтов) |
Airbus A350-1000 | 319 000 кг (703 000 фунтов) |
Максимальная грузоподъемность A380 примерно на 30% выше, чем у его ближайшего конкурента, Boeing 747-8, который имеет максимальную грузоподъемность 447 700 кг (987 000 фунтов). Он также будет намного выше, чем будущий Boeing 777-9, который станет самым длинным коммерческим реактивным самолетом в мире из когда-либо построенных.
Каково это — пилотировать A380?
По словам пилотов, летавших на А380, двухэтажный самолет не такой громоздкий, как может показаться на первый взгляд. Многие отметили, что поверхности управления очень чувствительны, что удивительно для такого огромного самолета, а также высоко оценили его современную кабину пилота и инженерные новшества.
Пилот Али Кашвани из Emirates рассказал в интервью Airbus, что Quadjet был «чрезвычайно отзывчивым и простым в управлении«, а также обладал «лучшей устойчивостью среди всех реактивных лайнеров, на которых я когда-либо летал«. Кашвани добавил, что этап взлета требовал особого внимания из-за размеров самолета. Другой пилот Emirates, капитан Фрэнсис Карр, рассказал Key.В Aero отметили, что самолет «очень легкий в управлении«, и отметили его способность снижаться быстрее по сравнению с A3380.
Одним из преимуществ полетов на любых самолетах Airbus является общность кабин пилотов всех типов, каждый из которых имеет схожую конструкцию управления полетом. Это значительно облегчает пилоту переход с такого самолета, как A320, на A380 с помощью перекрестной квалификации экипажа (CCQ).
Производитель Airbus, Тип самолета широкофюзеляжный, первая поставка 15 октября 2007 г.
Развернуть Свернуть