Содержание
Автор: Луиза Кэрни, руководитель отдела обслуживания клиентов и фасилитации
Представьте, что вам никогда не понадобится бумажный паспорт в аэропорту. Вы входите и просто сканируете свое лицо — ни стойки регистрации, ни распечатанного посадочного талона, ни поиска документов. Это не научная фантастика. Авиакомпании и аэропорты будущего активно строятся.
Так почему же мы все еще не путешествуем таким образом?
Технология готова, но правила передачи данных еще не разработаны
Основой системы «Бесшовное путешествие» являются цифровые проездные документы (DTC). Это защищенная цифровая версия вашего паспорта, разработанная ИКАО, авиационным агентством Организации Объединенных Наций. DTC отображает ваш физический паспорт в цифровом виде.
Проблема в том, что в настоящее время DTC объединяет все ваши паспортные данные в один неделимый файл. В то время как это работает для пограничного контроля, где требуются ваши полные идентификационные данные, это проблематично для авиакомпаний, которые требуют только такую информацию, как имя, дата рождения и иногда гражданство. Совместное использование всего файла, скорее всего, нарушит законы о защите данных, такие как Общие правила ЕС по защите данных (GDPR), которые требуют от компаний собирать только то, что строго необходимо.
Парадоксально, но система, разработанная для обеспечения беспрепятственного перемещения, замедляет это.
Исправление: Делитесь только тем, что необходимо
Решение заключается в минимизации данных — делитесь только тем, что необходимо. Проще говоря, идея состоит в том, чтобы разделить каждый элемент данных вашего цифрового паспорта — имя, национальность, дату рождения, номер паспорта — на индивидуальные зашифрованные конверты с данными, чтобы были доступны только те конверты с данными, которые необходимы для конкретного процесса.
Каждый конверт защищен и может быть вскрыт только с согласия пассажира. Это обеспечивает сохранность персональных данных при сохранении работоспособности автоматизированных процессов. Ключевое отличие заключается в контроле. Пассажир сам решает, что ему передавать.
ИКАО могла бы рассмотреть два варианта решения этой проблемы:
- Обновите стандарт DTC, чтобы обеспечить безопасное извлечение отдельных элементов данных.
- Предоставьте рекомендации по внедрению, как работать в рамках текущего стандарта, обеспечивая при этом минимизацию данных.
Промышленность и правительства не ждут
Для разработки глобальных международных стандартов требуется время. Тем не менее, авиационная отрасль и правительства некоторых стран продвигаются вперед, разрабатывая стандарты, запуская пилотов и сотрудничая с поставщиками услуг по созданию технологий для бесперебойного цифрового путешествия.
Ключевым фактором этой работы является Единый идентификатор IATA, глобальная платформа для безбумажного путешествия с использованием цифровой идентификации и биометрии. DTC — это защищенный цифровой паспорт, в то время как One ID определяет, как его использовать для проверки личности, управления согласием и обмена только необходимыми данными для обеспечения бесперебойной работы с пассажирами.
Политика также активно развивается. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела исследование G7 по анализу подходов к цифровой идентификации, выявив общие черты и различия в национальных системах цифровой идентификации. Эта работа в настоящее время используется в ходе глобальных политических дискуссий и способствует разработке новых технических стандартов для обеспечения трансграничной совместимости.
Параллельно, в октябре 2024 года, Европейская комиссия предложила новое законодательство для поддержки цифровых паспортов и удостоверений личности для трансграничных поездок по ЕС. Цель состоит в том, чтобы создать общую структуру, которая позволит цифровым удостоверениям личности, выданным в одном государстве-члене, признаваться во всех остальных.
Внедрение цифровых технологий в сфере путешествий продолжается.
Цифровые путешествия больше не являются просто теоретической концепцией. Все большее число авиакомпаний позволяют пассажирам регистрироваться, проходить проверку безопасности и садиться на борт, используя только свое лицо и телефон. Технологии проверены, а успешные пилотные программы расширяются. И хотя полная трансграничная цифровая совместимость не является универсальной, прогресс ускоряется.
Все большее число правительств и авиакомпаний внедряют собственные решения для цифровой идентификации. Например, индийская программа Digi Yatra действует в 24 аэропортах. Это позволяет пассажирам внутренних рейсов использовать систему распознавания лиц, привязанную к подтвержденному цифровому удостоверению личности. Пассажиры регистрируются через приложение, используя выданные правительством учетные данные, и после регистрации они могут проходить через весь аэропорт — от входа до прохождения досмотра и посадки — без предъявления физических документов.
Помимо этого, по меньшей мере еще семь стран в настоящее время официально принимают цифровые удостоверения личности для внутренних авиаперелетов, и эта тенденция стимулирует спрос на международную стандартизацию. Во всем мире биометрические системы уже внедрены в 70 аэропортах.
Чтобы помочь авиакомпаниям извлечь выгоду из этой растущей инфраструктуры, IATA запустила справочник бесконтактных путешествий — инструмент поиска партнеров, который определяет, какие аэропорты предлагают бесконтактные услуги.
Согласование остается последним препятствием
Остается согласование. До тех пор, пока DTC не будет обновлен для поддержки минимизации объема данных и пока правительства не согласуют международные стандарты, возможности беспрепятственных поездок будут оставаться ограниченными.
Тем временем отрасль и правительства некоторых стран продвигаются вперед и готовятся к необходимому масштабу. Возможно, вашего лица и телефона пока недостаточно, но переход к цифровым технологиям по умолчанию быстро становится реальностью.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на официальном сайте Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (www.iata.org).
