ЕС принимает новые правила, направленные на модернизацию обучения авиадиспетчеров с использованием компетентностных и виртуальных методов
23 октября 2025 года Европейская комиссия приняла Имплементационный регламент (ЕС) № 2025/2143, вводящий обучение и оценку на основе компетентности, а также виртуальное обучение авиадиспетчеров. Настоящий Регламент дополняет пакет нормативных предложений, содержащихся в заключении EASA 06-2024, разработанном в рамках подзадач 3 и 4 RMT.0668.
Эта поправка к Регламенту (ЕС) 2015/340 устанавливает технические требования и административные процедуры, касающиеся лицензий и сертификатов авиадиспетчеров. Она вводит следующее:
- дальнейшая гармонизация результатов начальной подготовки сотрудников УВД для работы в сложных и плотных дорожных ситуациях с использованием принципов обучения и оценки на основе компетентности (CBTA);
- совершенствование нормативной базы для инструкторов и оценщиков путем установления требуемых стандартов работы в равной степени на основе CBTA; и
- средства, позволяющие использовать виртуальное обучение, гармонизирующие использование дистанционного обучения и новых цифровых средств обучения.
Кроме того, в мае уже был опубликован делегированный регламент Комиссии (ЕС) № 2025/1044, вводящий подробные правила и процедуры принятия лицензий и сертификатов авиадиспетчеров, выданных третьими странами, разработанный в рамках того же процесса регулирования EASA.
В целом, эта нормативная инициатива предусматривает более гибкое использование имеющихся ресурсов УВД и, следовательно, более эффективное управление воздушным движением по всей Европе при сохранении высоких стандартов безопасности полетов.
У государств-членов есть время до 1 января 2029 года, чтобы соответствующим образом обновить свою методологию обучения. Чтобы облегчить этот переход, EASA продолжает работу над дополнением этого нормативного пакета к публикации соответствующего AMC/GM, запланированной на 1 квартал 2026 года, а также как можно скорее обновит публикации для легкого доступа.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на информационном ресурсе Европейское агентство авиационной безопасности EASA (www.easa.europa.eu)
