Мари Оуэнс Томсен, старший вице-президент по устойчивому развитию и главный экономист
В ближайшие две недели внимание всего мира будет приковано к КС-30 в Бразилии. Как и для всех полицейских служб, это важная возможность подвести итоги наших усилий по обезуглероживанию воздушного транспорта.
Но сначала давайте уточним, кто чем занимается в этой области. Внутренние воздушные перевозки входят в сферу ответственности национальных правительств и имеют отношение к процессу КС РКИКООН, поскольку государствам необходимо отчитываться о взносах, определяемых на национальном уровне (NDC). Международная авиация уже 80 лет находится в ведении специального учреждения ООН — Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Прошло почти десять лет с тех пор, как в 2016 году государства — члены ИКАО договорились о создании согласованной на глобальном уровне схемы CORSIA (Схема компенсации и сокращения выбросов углерода в международной авиации) для борьбы с выбросами CO2 при международном воздушном транспорте. В начале прошлого месяца Ассамблея ИКАО провела обзор прогресса в этой области, оценив эффективность работы CORSIA. Когда система заработает в полную силу, международные выбросы углекислого газа в авиации должны стабилизироваться на уровне 85% от уровня 2019 года.
Не следует недооценивать значение CORSIA в усилиях по уменьшению выбросов углекислого газа в самолетах. CORSIA — это первое и единственное глобальное соглашение по регулированию выбросов CO2 в промышленном секторе. Правительства согласились с тем, что это будет единственная экономическая мера, применяемая к международной авиации, которая сохранит справедливость. Этот принцип был подтвержден на недавней 42-й Ассамблее ИКАО. Благодаря принятым ИКАО критериям качества углеродных кредитов CORSIA они пользуются наибольшим спросом на рынке углеродных кредитов. Полностью развитый, прозрачный, ликвидный и пользующийся доверием углеродный рынок сможет привлекать деньги от всевозможных глобальных инвесторов для реализации проектов в основном в развивающихся странах, которые обеспечивают сертифицированное сокращение выбросов CO2. Что здесь может не нравиться?
В течение срока действия CORSIA до 2035 года авиакомпании, вероятно, заплатят от 30 до 60 миллиардов долларов США, чтобы выполнить свои обязательства по CORSIA, и добровольное обращение за кредитами имеет большой потенциал. Однако страны, у которых есть приемлемые проекты, могут предпочесть использовать свои кредиты не на воздушные перевозки, а на другие цели, или же им может оказаться слишком сложно преодолеть необходимые административные и другие процедуры. Это привело к острой нехватке ресурсов на рынке, где Гайана в настоящее время является единственным государством, предоставляющим кредиты на рынке. Наиболее парадоксальным является тот факт, что государства — члены ООН в ИКАО обязывают авиакомпании приобретать кредиты CORSIA, но те же государства — члены ООН в соответствии с COP не обязаны предоставлять кредиты авиакомпаниям.
В этом свете вызывает раздражение и разочарование тот факт, что многие государства выдвигают предложения, подрывающие CORSIA. Это включает в себя Глобальную целевую группу по сборам солидарности, которая была создана на COP28 для изучения новых источников финансирования мер по борьбе с изменением климата, а также пока безуспешные попытки ЕС ввести свои ETS экстерриториально. Подобные инициативы полностью игнорируют обязательства, которые те же государства взяли на себя в ИКАО, а именно, что CORSIA должна быть единственным решением для взимания платы с международных авиакомпаний за выбросы CO2.
Конечно, углеродные кредиты являются лишь частью процесса декарбонизации воздушного транспорта. Основной вклад в сокращение выбросов в нашей отрасли внесет замена реактивного топлива на основе ископаемого топлива на экологически чистое авиационное топливо (SAF). Однако сегодня в мире достаточно SAF для покрытия менее 1% наших потребностей в энергии. Почему? В основном потому, что государственные стимулы по-прежнему благоприятствуют использованию ископаемого топлива, что делает эти виды энергии гораздо более выгодными инвестициями, чем возобновляемые источники энергии.
Текущее положение дел в отношении SAF и CORSIA является общим сигналом для правительств. Это можно выразить одним словом — ясность.
- CORSIA — это отличный механизм и достижение. Правительства должны недвусмысленно поддержать ее успех и воздерживаться от его подрыва путем введения конкурирующих и дублирующих друг друга налогов и сборов.
- SAF меняет правила игры в области обезуглероживания авиации и сам по себе является вектором роста. Правительства должны поддерживать наращивание производства SAF с помощью стимулов и политики, которые, несомненно, сделают его выгодной инвестицией и принесут пользу всем пользователям возобновляемых видов топлива, доля которых на рынке воздушного транспорта составляет лишь около 10%.
На 42-й Ассамблее ИКАО правительства заверили нас в этой ясности. В течение трех лет, оставшихся до следующей Ассамблеи, мы должны увидеть, как это воплотится в реальную политику и инициативы. И в течение следующих недель на КС-30 мы рассчитываем на то, что те же правительства продемонстрируют свою волю к проведению политики, соответствующей их целям, внесут ясность, необходимую инвесторам, и воспользуются возможностями, которые открываются в связи с этим.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на официальном сайте Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (www.iata.org).
