...
Главная Международные организации Массовый сбой в работе ИТ-служб несет в себе уроки для регулирующих органов

Массовый сбой в работе ИТ-служб несет в себе уроки для регулирующих органов

от admin

Автор: Вилли Уолш, генеральный директор IATA

В пятницу, 19 июля, из-за сбоя в работе ИТ-служб CrowdStrike в результате сбоя в работе 8,5 миллионов компьютеров и многих критически важных систем по всему миру произошел сбой. Пострадали такие компании, как Sky News, поставщики медицинских услуг и Государственный банк Индии. Это был крупнейший сбой в работе такого рода устройств в истории, который, по иронии судьбы, намного превосходит все, чего удавалось добиться хакерам.

Это был не авиационный кризис, но очереди людей, ожидающих в аэропортах, послужили поводом для самых телегеничных новостных репортажей, в которых пытались по-человечески описать произошедшие экстраординарные события.

Путешественники сильно пострадали, поскольку это был один из самых загруженных выходных в разгар летнего туристического сезона на севере. Из-за проблем с системами, управляющими всем — от бронирования до регистрации, выдачи багажа и составления расписания полетов экипажей, — работа многих авиакомпаний и аэропортов была нарушена.

К середине дня в пятницу по центральноевропейскому времени было задержано почти 36 000 рейсов, а к концу выходных около 10 000 были отменены по всему миру. К счастью, большинство пассажиров, похоже, понимали, что это совершенно неподвластно авиакомпаниям, и проявляли терпение, пока CrowdStrike вносила исправления.

Безопасность полетов не была нарушена. Системы самолета и управление воздушным движением не пострадали. А наземные службы отреагировали изобретательно – использовали написанные от руки посадочные талоны и другую документацию, чтобы обеспечить выполнение рейсов. Это был необыкновенный день, по любым меркам.

Оглядываясь назад, спустя чуть более недели, пришло время проанализировать, чему нас научило это событие.

Первый урок — смирение. Сбои случаются. И они могут происходить в массовом порядке. Моя первоначальная мысль — поблагодарить путешественников за их терпение и всех тех, кто долго и упорно трудился, чтобы вернуть наш мир к нормальной жизни. И за этим быстро следует желание понять, как можно было бы лучше защитить все отрасли от подобных сбоев и подготовить их к ним. Действительно, уже возникают вопросы относительно общей способности бизнеса и общества справляться с ними, что может привести к усилению политического контроля.

Второй урок заключается в том, что, как и прежде, система защиты прав пассажиров ЕС 261, похоже, не приспособлена для урегулирования подобных инцидентов. Я писал об этом в прошлом году, когда система NATS в Великобритании вышла из строя. С тех пор ничего не изменилось. Никто не спорит с тем, что путешественники нуждаются в заботе и помощи. Но почему это бремя ложится исключительно на авиакомпании? Это не их вина. И не было никаких аналогичных требований к другим секторам бизнеса, чьи клиенты пострадали от кризиса CrowdStrike.

Фактически, EU 261 превратился в самостоятельный бизнес, где страховые компании поощряют путешественников обращаться за компенсацией. Мы благодарим CAA Великобритании за констатацию очевидного — это действительно были чрезвычайные обстоятельства, при которых компенсация не применяется. Любопытно, что Европейская комиссия и другие CAA по всей Европе хранят молчание.

Справедливое отношение к пассажирам по всей Европе значительно улучшилось бы, если бы Комиссия издала аналогичные четкие и своевременные рекомендации. Но, похоже, никто в Европе не хочет принимать такое решение из-за боязни быть оспоренным судьями Суда ЕС через несколько лет, что является еще одним свидетельством того, насколько нарушена система ЕС 261. По данным Parametrix, эта проблема обойдется шести авиакомпаниям из списка Fortune 500 примерно в 860 миллионов долларов. Неудачи EU 261 только усугубляют эти издержки для европейских авиакомпаний.

ЭТО факт жизни. Это дает путешественникам возможности, которые они ценят. ИТ-компании многое сделали для того, чтобы сделать путешествия доступными, и по мере того, как ИИ набирает обороты, появляется потенциал для будущих улучшений. Последнее, что я хотел бы подчеркнуть, — это ответственность технологических компаний за надежность. Масштаб — это не оправдание, это ответственность. Авиационная отрасль является прекрасным примером. За десятилетия, прошедшие с тех пор, как массовые авиаперевозки стали реальностью, мы стали еще более безопасными и надежными. Это результат постоянного самосовершенствования благодаря мировым стандартам и интенсивному сотрудничеству между отраслью и регулирующими органами. Мы не идеальны, но система зарекомендовала себя как надежная. Возможно, пришло время ИТ-индустрии перейти на аналогичный уровень скромности и прозрачности, чтобы мы могли быть еще более уверены в надежности нашего цифрового мира. 

Эта статья является переводом статьи, размещённой на официальном сайте Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (www.iata.org).

Похожие публикации