В рамках нашего стремления помочь государствам в создании безопасных и устойчивых систем воздушного транспорта ИКАО предлагает услуги по наращиванию потенциала и внедрению. Действуя под политическим руководством Ассамблеи и Совета ИКАО, ИКАО поддерживает реализацию проектов технического сотрудничества и помощи, адаптированных к приоритетам каждого государства.
Располагая портфелем активных проектов в 115 странах, ИКАО привносит богатый опыт, нейтральность и экономическую эффективность в инициативы по развитию гражданской авиации по всему миру. Эти услуги предоставляются в соответствии с Политикой ИКАО по поддержке внедрения, которая обеспечивает координацию, последовательность и эффективность во всех областях помощи.
Эта политика, принятая Советом ИКАО в 2022 году, укрепляет единый подход “Единой ИКАО” к поддержке внедрения. Это гарантирует, что вся помощь — независимо от того, финансируется ли она государствами, партнерами по развитию или другими организациями — оказывается скоординированным и согласованным образом в соответствии с конкретными потребностями государств. Ежегодно ИКАО реализует около 250 проектов с бюджетами от менее чем 20 000 до более чем 120 миллионов долларов США. Эти усилия охватывают модернизацию инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы и учебные программы, направленные на укрепление долгосрочного потенциала государств в области авиационной безопасности, сохранности полетов, эффективности и устойчивого развития.
Одним из таких примеров поддержки внедрения со стороны ИКАО является крупный проект технического сотрудничества, который в настоящее время реализуется в Анголе, где ИКАО помогает правительству модернизировать инфраструктуру аэронавигационных систем (ANS) страны. Чтобы ознакомиться с масштабами этого проекта аэропорта, мы опубликовали брошюру в конце этой статьи.
В апреле 2021 года Министерство транспорта Анголы (МИНТРАНС) и ИКАО подписали соглашение о техническом сотрудничестве на сумму 25 миллионов долларов США для модернизации инфраструктуры аэронавигационных систем (ANS) страны. Проект, осуществляемый под руководством Бюро ИКАО по развитию и внедрению потенциала (CDI) и Национальной аэронавигационной компании Анголы (*Национальная навигационная компания Анголы*, ENNA), направлен на повышение авиационной безопасности и пропускной способности в преддверии полного открытия нового Международного аэропорта имени д-ра Антониу Агостиньо Нето (AIAAN).
Инициатива включает в себя:
- Закупка и монтаж систем воздушной/наземной голосовой связи (УКВ/КВЧ)
- Закупка и установка систем управления аэронавигационной информацией (AIM) с переходом от AIS к AIM
- Закупка и установка навигационных средств (DVOR/DME)
- Закупка и установка систем наблюдения ADS-B и MLAT для всей РПИ и четырех CTRS
- Учебные программы для персонала ANS, AIM и CNS
- Реструктуризация воздушного пространства и поддержка перехода от процедурного контроля к радиолокационному наведению
К числу ключевых достижений, достигнутых на сегодняшний день, относятся предварительный ввод в эксплуатацию системы AIM, что свидетельствует о значительном прогрессе в переходе от AIS к AIM для усовершенствованного управления аэронавигационными данными, а также полный ввод в эксплуатацию систем голосовой связи ОВЧ, что значительно повысило четкость и надежность связи пилотов с органами УВД.
Удаленная УКВ-станция и аксессуары
С 10 по 12 марта 2025 года была достигнута важная веха в сотрудничестве, когда в Луанде прошли Глобальные приемочные испытания (GSAT) для расширения зоны охвата ОВЧ в регионе полетной информации Луанды (РПИ). Это тестирование было проведено после подписания в январе 2024 года соглашения о техническом сотрудничестве между ИКАО, ENNA и JOTRON. Масштаб проекта амбициозен: модернизация шести существующих радиостанций и создание семи новых, каждая из которых будет оснащена современными системами УКВ-радиосвязи, укрытиями, антенными мачтами, солнечной энергией, резервными генераторами и системой охраны периметра.
GSAT был не просто техническим мероприятием — это была демонстрация того, что возможно благодаря эффективной координации, взаимному доверию и постоянной приверженности. Команды ICAO, ENNA, JOTRON и других партнеров работали бок о бок, проводя тщательное тестирование в режиме реального времени и валидацию системы. 12 марта 2025 года успешное подписание сертификата GSAT ознаменовало собой нечто большее, чем просто техническую передачу — это стало общим достижением всех вовлеченных сторон и свидетельством их приверженности обеспечению надежной и защищенной связи «воздух-земля» в Анголе.
Это достижение отражает более широкий масштаб проекта, который также включает в себя системы NAVAID, наблюдение ADS-B/MLAT, переход от AIS к AIM, реструктуризацию воздушного пространства, концепцию операций и разработку процедур, а также обширные учебные программы для персонала служб ОВД, CNS и AIM Анголы. Каждый элемент реализуется в том же духе сотрудничества, который обеспечил такой успех GSAT.
Сотрудники УВД ENNA протестировали новую систему ОВЧ для официальных лиц ИКАО
Остальные конечные результаты, включая навигационные системы, высокочастотную голосовую связь, ADS-B/MLAT, реструктуризацию воздушного пространства и обучение персонала, находятся на разных стадиях внедрения. Аэропорт АЙАН, который планируется превратить в региональный авиационный узел, расположен в 45 км к юго-востоку от Луанды, его пропускная способность составляет 15 миллионов пассажиров в год (с возможностью расширения до 65 миллионов), а площадь составляет 30 квадратных километров. Основные объекты включают:
- Две параллельные взлетно-посадочные полосы, современный терминал и грузовой узел.
- Передовая диспетчерская вышка, радарные системы и метеорологическая инфраструктура.
- Специализированные центры пожаротушения, снабжения топливом и различные вспомогательные центры.
Ангола решила сотрудничать с ИКАО в этом проекте из-за нашего опыта в области крупномасштабной модернизации ANS и приверженности наращиванию долгосрочного эксплуатационного потенциала ENNA. Модернизация будет осуществляться с учетом прогнозируемого роста объема воздушного движения и в соответствии с глобальными стандартами безопасности полетов в рамках программы ИКАО «Комплексная модернизация авиационной системы» (ASBU). С приближением полного открытия AIAAN для международных пассажирских перевозок модернизация ANS знаменует собой важный шаг в стратегии Анголы по преобразованию авиационного сектора в стремлении стать региональным авиационным хабом.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на информационном ресурсе Международной организации гражданской авиации ИКАО ICAO (unitingaviation.com)..