Содержание
Военно-воздушные силы Соединенных Штатов имеют на вооружении 85 действующих самолетов Boeing B-52H Stratofortress, которые все еще находятся на вооружении из числа 744 построенных. Из этих 85 гигантских реактивных бомбардировщиков 58 считаются действующими, в то время как около 10 в данный момент находятся на техническом обслуживании на уровне склада, а остальные находятся в состоянии, близком к глубокому хранению. Законсервированные, но не списанные самолеты существуют для усиления действующих сил в случае возникновения потерь или необходимости увеличения численности.
В период с 1954 по 1962 год заводы Boeing в Вашингтоне и Канзасе выпустили 744 самолета B-52 всех модификаций, но наиболее известными из них являются -D вьетнамской эпохи и -H, который был последним. Сегодня модели -H должны пройти капитальный ремонт силовых установок и программы модернизации, чтобы получить то, что получило название варианта -J. Ожидается, что новые двигатели от Rolls-Royce оживят Stratofortress, что позволит ему продолжать эксплуатироваться до 2050-х годов.
Вкратце о новинках
B-52 — это тяжелый бомбардировщик большой дальности, который может выполнять широкий спектр задач для Глобального ударного командования ВВС (AFGSC). Взлетая на высоту до 50 000 футов (15 166,6 метров), бомбардировщик развивает высокие дозвуковые скорости. Он может перевозить ядерные или обычные боеприпасы с самым гибким и большим бомбоотсеком, который может перевозить до 70 000 фунтов (31 500 килограммов).
Основная задача Stratofortress — атаковать наземные цели бомбами с лазерным наведением, обычными бомбами и оружием с GPS-наведением. Самолеты B-52 оснащены сложными системами наведения для выполнения любых задач, особенно для непосредственной поддержки наземных войск с воздуха. Целеуказатели обеспечивают улучшенное обнаружение целей на большом расстоянии, идентификацию и наблюдение за территорией. Два B-52 за два часа могут обследовать 140 000 квадратных миль (364 000 квадратных километров).
Закрывать
Боевая эффективность B-52 значительно повышается благодаря его сложной технологии наведения на цель и обработки изображений даже в ненастную погоду и ночью. Дальность полета B-52 зависит только от выносливости его экипажа, благодаря дозаправке в воздухе. Он может проехать более 8 800 миль (14 080 километров) без дозаправки.
Столетие мощи Stratofortress
По данным Имперского военного музея, B-52 участвовал в большем количестве конфликтов и кампаний, чем любой другой самолет, когда-либо построенный. «БАФФ» служил средством устрашения в годы холодной войны против угрозы советского ядерного оружия и в качестве ударной платформы низкого уровня во Вьетнаме, прежде чем в ходе «Бури в пустыне» было сброшено более 40% всех боеприпасов коалиции, выпущенных с воздуха.
По данным AFGSC, BUFF сыграли важную роль в начале операции «Буря в пустыне», выпустив в 2003 году более 100 обычных крылатых ракет воздушного базирования AGM-86C, или CALCMS. Теперь все силы разделены между 5-м бомбардировочным крылом на авиабазе Майнот, Северная Дакота, и 2-м бомбардировочным крылом на авиабазе Барксдейл, Луизиана, которые подчиняются AFGSC.
В-52 может сбрасывать или запускать самый разнообразный спектр вооружений из арсенала США. Это включает в себя боеприпасы прямого поражения, высокоточные управляемые ракеты, кассетные бомбы и гравитационные бомбы. В следующей серии B-52J будет использоваться в эпоху гиперзвуковых ракет, массового распространения беспилотных летательных аппаратов и невиданных ранее скрытых угроз.
Как появился B-52
ВВС и Boeing потребовались тщательное планирование и переговоры, чтобы разработать Boeing Model 462, как описано в предыдущей статье Марка Финлея и доктора Омара Мемона из Simple Flying. ВВС США приняли то, что должно было стать Boeing B-52A, только после многочисленных изменений и угроз отмены. Прямое крыло было изменено на ранней стадии проектирования. Турбовинтовые самолеты должны были стать турбовентиляторными. А куполообразный купол XB-52 будет заменен на боковую кабину до окончательного утверждения.
Гигантский тяжелый бомбардировщик, каким мы его знаем сегодня, по сути, обрел свою окончательную форму в B-52A. «Стратофортресс» впервые поднялся в воздух в 1954 году, но было построено всего три самолета класса «А». Модель -B поступила на вооружение в 1955 году после внесения изменений в авионику и двигатели, которые увеличили тягу на 12 000 фунтов-сил (53 000 Н). Модели 50 -B должны были выполнять самые разные задачи — от перевозки ядерных бомб до загрузки разведывательных капсул, чтобы операторы разведки могли следить за действиями советских войск. B-52D должен был получить камуфляжную окраску с черным днищем, чтобы прятаться от прожекторов во время ковровых бомбардировок Вьетнама.
Самой многочисленной моделью является вариант -G, изготовленный в количестве около 200 экземпляров, из которых лишь несколько хранятся в музеях. В -G значительно увеличен запас топлива и добавлена дистанционно управляемая станция наводчика, но почти все они были демонтированы в соответствии с условиями договора о нераспространении ядерного оружия. Модель -H появилась в 1961 году, всего было построено чуть более 100 машин, почти все из которых до сих пор находятся в эксплуатации. Как писал Джастин Хейворд из Simple Flying, самолет first -H, серийный номер 60-0001, был назван “Memphis Belle IV” и до сих пор выполняет полеты.
Хейворд ссылался на полковника Роберта Даркина, командовавшего 28-м бомбардировочным авиакрылом в 1982 году, в своих комментариях о бесконечном цикле технического обслуживания таких старых боевых самолетов:
“Я был бы удивлен, если бы на каком-нибудь из этих самолетов, стоящих у нас на конвейере, была оригинальная заклепка. У него были новые крылья. У него была новая обшивка. У него был новый хвост”.
Живое Наследие Символа Военно-Воздушных Сил
Могучий и грозный «Стратофортресс» ВВС США также известен под другим названием, потому что на самом деле он не был бы военным, если бы не аббревиатура от этого прозвища. “БАФФ”, как его называют, — это сокращение от “Большой уродливый толстяк”, по крайней мере, мы так предполагаем. Это прозвище далеко не официальное, но оно пользуется популярностью почти столько же времени, сколько и сам бомбардировщик, уже более 70 лет. Результатом длительной службы B-52 стало то, что его летный состав превратился в семейное дело для нескольких поколений.
Пилот-лейтенант Дэниел Уэлч из 11-й бомбардировочной эскадрильи был третьим членом своей семьи, который служил летным офицером на B-52, как сообщали ВВС США в 2010 году. Уэлч родился на острове Гуам, и его дед и отец были отставными бомбардировщиками ВВС B-52. Он закончил подготовку пилотов в декабре 2009 года после окончания Военно-воздушной академии в 2008 году. Уэлч прокомментировал:
«Для меня большая честь быть частью той же эскадрильи, в которой когда-то служил мой дед. То, что я вырос в семье, которая была тесно связана с военными, особенно с летным делом, побудило меня пойти по тому же пути. Если у меня будет ребенок, я буду поощрять его делать то, что делает его счастливым. Если он станет военным летчиком, я поддержу его на 100 процентов».
Чтобы подготовить летный состав B-52 к их первому служебному заданию, в марте 2010 года он переехал в Барксдейл и присоединился к подразделению официальной подготовки B-52. Уэлч переехал на военно-воздушную базу Майнот, штат Нью-Йорк, и стал частью 23-й бомбардировочной эскадрильи, того же подразделения, которым в 1970-х годах командовал его дед, полковник Дон Спраг. Он присоединился к небольшой, сплоченной группе авиаторов B-52, унаследовавших величие и храбрость.
Запас ограничен
Boeing уже давно закрыл свои сборочные линии, поставщики прекратили свою деятельность или были объединены, и никто из первоначальных инженеров-проектировщиков не мог быть найден, чтобы помочь запустить новую производственную линию. Все это говорит о том, что В-52 больше не будут построены ни в этой, ни в любой другой жизни. Как бы ни был хорош В-52 и как бы хорошо он ни служил Военно-воздушным силам, в любом случае, строить больше не имеет смысла.
Как сообщает The National Interest,
Boeing и Rolls-Royce будут использовать технологии 3D-печати и передовые разработки, чтобы сделать возможной установку новых силовых установок. К счастью, с момента запуска производства современные технологии настолько продвинулись вперед, что пробелы в технических знаниях, запасных частях и оснастке можно преодолеть. Расходы на содержание парка машин BUFF — это не повод для насмешек, но они продолжают приносить свои плоды благодаря невероятным возможностям.
Журнал Air & Space Forces Magazine объявил в декабре 2024 года, что Rolls-Royce F130 прошел критическую проверку конструкции, а это означает, что он может приступить к окончательной разработке, испытаниям и серийному производству вовремя. Хотя, возможно, в разработке больше нет улучшений, те, что все еще действуют, станут лучше, чем когда-либо, после последней серии обновлений.