...
Главная Авиатехника Сколько осталось истребителей F-16 Fighting Falcons?

Сколько осталось истребителей F-16 Fighting Falcons?

от admin

Около половины из 4600 истребителей F-16 Fighting Falcons, выпущенных с 1976 года, все еще используются сегодня. По данным The Aviationist, в 2024 году общее число военнослужащих Военно-воздушных сил Соединенных Штатов и их международных союзников составило 2800 человек, включая учебные и небоевые варианты. С тех пор ВВС США и их европейские партнеры вывели из эксплуатации еще больше самолетов, но новые операторы, такие как Украина, подключились к работе по мере того, как бывшие в употреблении боевые соколы отправляются в новые дома.

Несколько стран, включая Нидерланды, Данию, Бельгию и Норвегию, обязались предоставить Украине истребители F-16 или находятся в процессе передачи в дар, а США поддерживают цепочку поставок запасных частей. Трудно назвать точную цифру, но для одного из самых производимых истребителей в истории, которому к тому же исполнилось полвека, чрезвычайно впечатляет, что почти половина мирового парка все еще пригодна для полетов.

F-16 по-прежнему составляют чуть менее половины парка истребителей ВВС США, насчитывающего 838 единиц, после того, как 60 из них были выведены из эксплуатации в 2024 году. Только 11 самолетов планируется вывести из эксплуатации в 2025 году, благодаря значительным усовершенствованиям в рамках различных инициатив. General Dynamics является первым производителем истребителя F-16, который в настоящее время выпускается компанией Lockheed Martin. Он используется более чем в 25 военно-воздушных силах по всему миру, продажи не прекращаются, и в настоящее время в наличии более 100 единиц.

Создание F-16: Истребительная Мафия и НАТО

Закрывать

В 1960-х годах математики Томас Кристи и полковник Джон Бойд выдвинули гипотезу об энергетической маневренности с целью максимизации боевых характеристик истребителей. До того, как Northrop и General Dynamics получили средства на разработку концепций дизайна, Fighter Mafia была основана как группа пилотов для продвижения легких истребителей (LWF). Это была одна из шести концепций, поддержанных Исследовательской группой ВВС по прототипам, членами-основателями которой были знаменитые летчики-истребители ВВС США Бойд и Олдс.

Чтобы добиться победы в бою на высоте от 30 000 до 40 000 футов, LWF был задуман как дневной истребитель весом 20 000 фунтов с высокой скоростью разворота, разгона и набора высоты. В начале 1974 года прототипы должны были подняться в небо. YF-16 был разработан инженерами General Dynamics (GD) и в том же году занял первое место в конкурсе истребителей воздушного боя (ACF).

Четыре страны НАТО договорились о создании консорциума с Соединенными Штатами для создания F-16: Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия. Эти страны производили различные компоненты F-16, а также располагали линиями окончательной сборки. Самолет был произведен Европейскими военно-воздушными силами (EPAF), и до его закрытия было выпущено в общей сложности около 350 самолетов. Последние сборочные линии НАТО были закрыты в Нидерландах и Бельгии, но производство в США продолжается и по сей день.

Командная работа воплощает Мечту в жизнь: Глобальный боец

Закрывать

Многонациональная программа поэтапного совершенствования (MSIP) была начата в 1980-х годах с целью расширения возможностей F-16 при меньшем риске разработки за счет интеграции с различными службами и операторами-партнерами. MSIP использует лабораторию системной интеграции, тренажер и методологию тестирования, анализа и исправления ошибок для координации усилий по интеграции подсистем и планера F-16. Компания успешно запустила в производство ряд новых модификаций F-16, таких как разведывательный самолет, самолет, имитирующий советские истребители для военно-морского флота, и чистый перехватчик для Военно-воздушной национальной гвардии (ANG).

В духе своей истории создания глобальной оборонной платформы Mitsubishi Heavy Industries на протяжении десятилетий производила вариант под названием F-2 по лицензии в рамках совместной программы США и Японии, аналогичной первому консорциуму НАТО. Этот реактивный самолет уникально крупнее всех остальных F-16, обладает большей дальностью полета и большой грузоподъемностью класса «воздух-поверхность» для морского патрулирования. Компания Lockheed Martin все еще изучает возможности расширения семейства Viper с помощью таких инициатив, как программа F-21, которая предусматривает создание собственного производства в Индии.

Turkish Aerospace Industries (TAI) получила лицензию на производство истребителей Block 30/40/50 F-16 для ВВС Турции в 1980-х годах. Примерно в то же время корейская компания Korean Aerospace Industries также запустила производственную линию по программе KF-16. В связи с ростом напряженности на Тихоокеанском театре военных действий, где Китай продолжает проявлять большую агрессивность в плане развертывания как военно-воздушных, так и военно-морских сил, США разрешили продажу боевых соколов в этом году еще одному союзнику — Филиппинам. В пресс-релизе говорится:

“Предлагаемая продажа повысит способность военно-воздушных сил Филиппин проводить операции по информированию о морской зоне и ближней поддержке с воздуха, а также усилит их возможности по подавлению средств противовоздушной обороны противника (SEAD) и перехвату с воздуха. Эта продажа также повысит способность Вооруженных сил Филиппин защищать жизненно важные интересы и территорию, а также расширит оперативную совместимость с вооруженными силами США. Филиппинам не составит труда внедрить это оборудование в свои вооруженные силы.”

Сохраняя острые клыки Гадюки

Закрывать

Команда Post Block Integration Team (PoBIT) — это многомиллиардная программа, которую ВВС США реализовали для улучшения своих самолетов F-16, как отмечает Lockheed Martin. Благодаря внедрению передовых технологий и решению проблем морального устаревания, программа была направлена на повышение летальности, живучести и общей эффективности самолета. Более 600 истребителей F-16 являются частью контракта стоимостью 6,3 миллиарда долларов, который был заключен в 2022 году.

Радар APG-83 с активной антенной решеткой электронного сканирования (AESA) обеспечивает улучшенные возможности слежения, целеуказания и обнаружения. Комплекс средств радиоэлектронной борьбы повышает возможности самолета по самообороне и противодействию атакам противника. Пилоты также легче получают данные о ходе боя благодаря улучшенным дисплеям в кабине пилота. Для точного прицеливания и лазерной идентификации система Sniper Advanced Aiming Pod предлагает изображения с самым высоким разрешением из всех существующих на сегодняшний день. Также улучшаются эксплуатационные характеристики и повышается осведомленность о ситуации благодаря встроенным в шлем устройствам для подачи сигналов.

26 июня 2025 года на авиабазу Осан в Корее была доставлена новая партия недавно модернизированных истребителей F-16. Одна из пилотесс, капитан ВВС США Александра, так отзывалась о маститом истребителе:

“F-16 — один из немногих многоцелевых истребителей. Они могут делать все. Они невероятно легкие и быстрые, и когда вы модернизируете F-16, они могут выполнять множество задач, таких как обеспечение непосредственной поддержки с воздуха, как A-10, или подавление задач ПВО противника”.

Следующее поколение: Объединенный ударный истребитель F-35

Закрывать

F-35 представляет собой крупный технологический прорыв в таких областях, как возможности вооружения, ситуационная осведомленность, объединение сенсоров, при этом наиболее важной новой функцией является скрытность. F-35 имеет преимущество в том, что может вторгаться во вражеское воздушное пространство и атаковать цели до того, как их заметят, поскольку радару и другим датчикам практически невозможно идентифицировать его. Его усовершенствованный набор датчиков собирает, анализирует и объединяет информацию из нескольких источников, чтобы обеспечить пилотам непревзойденную ситуационную осведомленность, оставаясь при этом невидимыми для угроз.

Продолжая традицию F-16, истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning впервые получил название Joint Strike Fighter (JSF), поскольку был задуман как истребитель глобального базирования для американских партнеров. Союзники в Европе и Японии производят различные компоненты для своих военно-воздушных сил на внутреннем рынке, а затем объединяют их с заводами в США для окончательной сборки. В сентябре 2024 года в Эббинге открылся новый международный учебный центр Национальной гвардии ВВС (ANG) для подготовки сил партнеров. Генерал-лейтенант Брайан С. Робинсон сказал во время церемонии::

“Сегодня авиабаза Национальной гвардии в Эббинге официально открыта для использования истребителей F-35. Мы готовы обучать наших международных партнеров использованию самого совершенного в мире реактивного истребителя. Проделанная здесь работа, начиная со строительства и заканчивая установлением партнерских отношений, закладывает основу для десятилетий глобального сотрудничества и достижения превосходства в воздухе”.

В качестве усилителя боеготовности F-35 оснащен передовыми сенсорными системами и возможностями передачи данных, что позволяет ему обмениваться информацией с наземными войсками и другими летательными аппаратами, улучшая координацию и принятие решений в сложных ситуациях. По сравнению с F-16, F-35 обладает большей гибкостью и боевой эффективностью.

в сложных условиях, особенно в борьбе с противниками, равными ему по численности.

Будущее за самолетом пятого поколения

Закрывать

Истребители пятого поколения, такие как первый малозаметный реактивный самолет Lockheed Martin F-22 Raptor, используют малозаметность, сложные датчики и сетецентрические операции для преобразования воздушного боя. Эти самолеты могут обходить передовые интегрированные системы противовоздушной обороны (IADS), что позволяет им уничтожать угрозы без обнаружения. Благодаря сетевым соединениям battlefield network, которые превращают самолеты-невидимки в узлы обмена данными, они также служат в качестве усилителей, повышая ситуационную осведомленность и боевую эффективность старинных самолетов.

Развитие проектов истребителей шестого поколения и растущая сложность средств противовоздушной обороны делают F-16 еще более устаревшим, подобно Northrop Grumman B-21 Raider и

How Many F-16 Fighting Falcons Are Left?

Boeing F-47 следующего поколения для обеспечения господства в воздухе (NGAD). В ближайшем будущем также ожидаются дальнейшие разработки в области стелс-технологий, способности летать на гиперзвуковых скоростях и развертывания беспилотных систем в зонах боевых действий. Российские истребители Су-57, китайские J-20 и J-35 — это лишь несколько примеров конкурирующих разработок пятого поколения.

Истребители F-22 и F-35 отличаются малозаметностью, что позволяет им уклоняться от обнаружения радарами, но при этом обладают высокими боевыми возможностями в воздухе. F-22 — это сверхманевренный истребитель для завоевания господства в воздухе, которому практически нет равных по своим характеристикам. F-35 не обладает такими возможностями, но он также меньше и более доступен по цене и производится в гораздо большем количестве. Несмотря на растущее число более совершенных платформ, место F-16 на поле боя останется неизменным на долгие годы. Это проверенная временем надежная платформа, которая обеспечивает возможности, необходимые военно-воздушным силам по всему миру.

Похожие публикации