Содержание
Чистый воздух — это общая ответственность. Как и в случае международной авиации, загрязнение воздуха не знает границ — оно затрагивает каждого, и каждый должен сыграть свою роль в сохранении атмосферы. В поддержку Цели устойчивого развития ООН (ЦУР) 3, касающейся охраны здоровья и благополучия, ИКАО работает над снижением смертности и заболеваемости в результате загрязнения воздуха. Поскольку авиация продолжает связывать людей и экономику по всему миру, ИКАО стремится к тому, чтобы эта связь соответствовала задачам охраны окружающей среды. С помощью своих глобальных стандартов, совместных партнерств и целевых инициатив ИКАО предпринимает конкретные действия по сокращению выбросов, связанных с международной авиацией, улучшению качества воздуха и повышению устойчивости к изменению климата.

Укрепление стандартов: обновление приложения 16 и CAEP

Одним из краеугольных камней работы ИКАО в области качества воздуха являются наши экологические стандарты, которые обеспечивают глобальную основу для снижения воздействия авиационных выбросов на здоровье человека и окружающую среду. В соответствии с резолюцией A41-20 Ассамблеи ИКАО, ИКАО совместно с государствами-членами несет ответственность за ограничение или уменьшение воздействия авиационной эмиссии на качество воздуха в регионе (LAQ). Существующие требования LAQ касаются, в частности, выбросов от авиационных двигателей на высоте ниже 3000 футов (914 метров) и выбросов из аэропортовых источников, таких как движение в аэропорту, оборудование наземного обслуживания и операции по борьбе с обледенением.
Для решения проблемы выбросов авиационных двигателей ИКАО разработала меры в соответствии с томом II приложения 16, в котором содержатся стандарты и рекомендуемая практика (SARPS) экологической сертификации авиационных двигателей. Эти SARPS устанавливают ограничения на допустимое количество выбросов газообразных и нелетучих твердых частиц в выхлопных газах двигателей гражданских самолетов, помогая защитить здоровье и благополучие людей от неблагоприятного воздействия загрязнителей воздуха.
В ходе своего 13-го рабочего цикла в 2022-2025 годах Комитет ИКАО по охране окружающей среды в авиации (CAEP) в рамках Технической рабочей группы по выбросам (WG3) успешно разработал и рекомендовал несколько поправок к Приложению 16, Том II, для рассмотрения Советом ИКАО. Эти поправки кратко изложены в главе 11 Отчета об окружающей среде за 2025 год. В предстоящий трехлетний период CAEP продолжит решение проблем, связанных с выбросами LAQ, например, введя более строгие стандарты выбросов NOx и разработав подходы для установления «золотого стандарта» для моделирования рассеивания LAQ.
Эти усилия по укреплению глобальных стандартов составляют основу более широкого подхода ИКАО к качеству воздуха, который также распространяется на аэропорты и наземную эксплуатацию.
На земле и в воздухе: смягчение последствий и адаптация в аэропортах
Усилия по улучшению качества воздуха также распространяются на работу аэропортов. Аэропорты являются важнейшими узлами авиационной сети, а также ключевыми игроками в обеспечении чистоты воздуха и устойчивости к изменению климата. Во всем мире аэропорты принимают инновационные меры: от электрификации наземного вспомогательного оборудования и установки систем использования возобновляемых источников энергии до внедрения экологически чистой инфраструктуры, способной адаптироваться к климатическим воздействиям.
Мы поддерживаем эти инициативы, разрабатывая рекомендации и способствуя обмену знаниями, что позволяет аэропортам расширять меры по сокращению выбросов и одновременно повышать устойчивость к экологическим вызовам. Эти действия в сочетании с нашими глобальными стандартами и программами способствуют более устойчивому будущему авиационного сектора.
Документ ИКАО Doc 9889 «Руководство по качеству воздуха в аэропортах» регулярно обновляется, чтобы предоставить государствам – членам ИКАО практические рекомендации по применению наилучших методов управления качеством воздуха в аэропортах. В документе CAEP/13 рекомендованы дальнейшие усовершенствования руководства, включая новый метод оценки выбросов летучих твердых частиц, обновленное руководство по воздействию экологически чистого авиационного топлива (SAF) и более четкие инструкции о том, как устранить недостающие данные.
Эти технические меры являются частью более широкого подхода к борьбе с загрязнением воздуха, связанным с авиацией, который также включает в себя реагирование на экологические угрозы за пределами аэропортов, такие как растущие риски, связанные с лесными пожарами.

Решение проблемы задымления в небе: лесные пожары и загрязнение воздуха

Как заявила Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), лесные пожары становятся все более частыми и интенсивными из-за повышения глобальной температуры, продолжительных засух и изменения погодных условий, что обусловлено изменением климата. По данным Global Forest Watch, в период с 2001 по 2024 год лесные пожары привели к потере 152 миллионов гектаров лесного покрова, что составляет 29% от общей потери лесного покрова в мире. При сжигании лесов, лугов и сельскохозяйственных угодий выделяется большое количество загрязняющих газов и твердых частиц, включая твердые частицы, такие как сажа, и остаточные газы, такие как монооксид углерода и оксиды азота. Эти загрязняющие вещества могут сохраняться в течение нескольких часов или даже дней, часто с высокой интенсивностью.
Последствия для здоровья людей серьезны, начиная от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний и заканчивая повышенной смертностью. Эти пожары также нарушают работу авиации, ухудшают видимость и наносят ущерб экосистемам. Например, волна лесных пожаров в первой половине 2025 года уже привела к закрытию аэропортов и отмене рейсов из Канады во Францию, Италию и Турцию. Для устранения этих угроз решающее значение имеет эффективное управление лесными пожарами при поддержке средств воздушного реагирования.
Диалог ИКАО по летающей борьбе с лесными пожарами (I4F), начатый в 2021 году, способствует обмену информацией о существующих мероприятиях, технологиях и механизмах, а также содействует сотрудничеству между государствами и заинтересованными сторонами посредством обмена знаниями. В ходе диалога I4F 2021 года была выявлена необходимость создания неофициальной многосторонней рабочей группы с участием ИКАО, Глобального центра мониторинга пожаров (GFMC), Международной поисково-спасательной консультативной группы (INSARAG) и Совместного подразделения ЮНЕП/Управления Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов (UNEP/OCHA) по окружающей среде (JEU).
В нем также подчеркивалась важность определения координационных центров в государствах — членах ИКАО для повышения осведомленности и получения поддержки в усилиях по борьбе с лесными пожарами, что также рассматривалось в ходе Авиационной недели климата ИКАО. ИКАО продолжает тесно сотрудничать с этими заинтересованными сторонами в целях активизации усилий по борьбе с лесными пожарами, включая подготовку к предстоящей 30-й Конференции сторон Организации Объединенных Наций по изменению климата (КС30), которая состоится в Белене, Бразилия, с 10 по 21 ноября 2025 года.
Чистый воздух — общая цель
Путь к чистому воздуху и голубому небу требует сотрудничества, инноваций и общей приверженности устойчивому развитию. Деятельность ИКАО, заключающаяся в установлении глобальных стандартов для эксплуатации воздушных судов и аэропортов, а также в продвижении таких инициатив, как Диалог по борьбе с лесными пожарами на самолетах, демонстрирует, как авиационный сектор может стать частью решения этой проблемы. Продолжая поддерживать более экологичную деятельность на земле и в воздухе, ИКАО помогает обеспечить, чтобы международная авиация способствовала более здоровому и устойчивому будущему для всех.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на информационном ресурсе Международной организации гражданской авиации ИКАО ICAO (unitingaviation.com).

