...
Главная Аэропорты Гармонизация нормативно-правовой базы в рамках Единого африканского рынка воздушных перевозок: слишком амбициозно или давно назрело?

Гармонизация нормативно-правовой базы в рамках Единого африканского рынка воздушных перевозок: слишком амбициозно или давно назрело?

от admin

В этой статье Фуркан Оздемир, преподаватель авиации в Университете Атилим, рассматривает Единый африканский рынок воздушных перевозок, преимущества, которые он приносит, прогресс на сегодняшний день и проблемы, с которыми он сталкивается.

Фундаментальным компонентом стремления Африки к созданию по-настоящему интегрированной авиационной отрасли является гармонизация нормативно-правовой базы в рамках Единого африканского рынка воздушных перевозок (SAATM). Гармонизация направлена на открытие новых маршрутов, снижение затрат и стимулирование экономического развития за счет согласования законодательства о воздушном транспорте, лицензирования, стандартов безопасности и гарантий для потребителей. Однако масштабы и сложность согласования 54 национальных систем регулирования вызывают вопрос: является ли эта цель чрезмерно амбициозной или просто давно назревшей, учитывая, что решение Ямусукро (YD), требующее либерализации, датируется январем 1999 года?

Предпосылки и цели SAATM

Наиболее важным является то, что Имплементационный протокол SAATM приводит национальное законодательство в соответствие с континентальными правилами.

Принятое в 1999 году соглашение стало первым панафриканским соглашением о либерализации воздушного сообщения, предусматривающим свободу полетов, пятую свободу передвижения и другие меры по открытию рынка. Тем не менее, внедрение шло с отставанием, что побудило Африканский союз (АС) запустить SAATM в январе 2018 года с обязательством полной либерализации внутриафриканских рынков. Гармонизация нормативно‑правовой базы в рамках SAATM направлена на стандартизацию экономического регулирования (лицензирование авиаперевозок, правила конкуренции), надзора за безопасностью полетов, протоколов безопасности и законов о защите прав потребителей. Африканская комиссия гражданской авиации (AFCAC) помогает государствам разрабатывать согласованные правовые документы. Наиболее важным является то, что Имплементационный протокол SAATM приводит национальное законодательство в соответствие с континентальными правилами. По состоянию на середину 2023 года 34 страны подписали соглашение SAATM, но только 18 ратифицировали Имплементационный протокол, необходимый для гармонизации законодательства, по сравнению с 32 странами, подписавшими соглашение в 2020 году, до 35 в 2022 году.

Прогресс на сегодняшний день

ИКАО и ИАТА подготовили типовые нормативные документы, семинары по наращиванию потенциала и сборники передового опыта для содействия гармонизации. В то же время Африканский банк развития (АфБР) финансировал информационные кампании и техническую помощь. Несмотря на эти усилия, только 15% целевых государств полностью внедрили гармонизированные стандарты. Показатели прогресса незначительно возросли, включая число государств, применяющих положения YD, а в некоторых региональных коридорах (особенно в Западной и Восточной Африке) появились новые маршруты. Тем не менее, обширные районы континента остаются недостаточно обслуживаемыми.

Regulatory harmonisation under the Single African Air Transport Market: too ambitious or long overdue?

Основные преимущества гармонизации

Последовательный режим лицензирования устраняет дублирующие друг друга двусторонние переговоры, снижая барьеры для авиакомпаний при работе в нескольких юрисдикциях. По оценкам IATA, открытие 12 ключевых рынков может привести к созданию 155 000 новых рабочих мест и ежегодному увеличению ВВП на 1,3 миллиарда долларов США. Региональные организации по надзору за безопасностью полетов (RSOO) осуществляют согласованный надзор, обеспечивая последовательное применение стандартов и рекомендуемой практики ИКАО и снижая риск авиационных происшествий. Стандартные протоколы безопасности упрощают проверку пассажиров и грузов на границе. Единые правила защиты прав потребителей, предусматривающие компенсацию за задержки и прозрачность ценообразования, укрепляют доверие пассажиров и стимулируют путешествия. Единая система позволяет избежать путаницы в правилах, которые вводят авиакомпании и потребителей в заблуждение.

Основные проблемы

Государства часто рассматривают авиационное регулирование как стратегический актив. Отказ от контроля за доступом к рынкам и взиманием маршрутных сборов встречает сопротивление, особенно там, где национальные перевозчики стремятся к защите, а некоторые правительства опасаются потери доходов от распределения мест. Многим органам гражданской авиации Африки не хватает технических знаний и финансовых ресурсов для внедрения и обеспечения соблюдения сложных согласованных правил. В то же время недостаточное финансирование RSOO приводит к неравномерности возможностей по надзору за безопасностью полетов в разных регионах. Включение континентальных протоколов во внутреннее законодательство требует длительных законодательных поправок, навыков разработки нормативных актов и консультаций с заинтересованными сторонами, что еще более осложняется различиями в правовых системах (общее право, гражданское право и обычное право). Наконец, частые смены в руководстве министерств и смещение национальных приоритетов могут затормозить ратификацию и реализацию, а без постоянной политической поддержки на высоком уровне, включая назначение лидеров SAATM и одобрение на саммите Африканского союза, темпы быстро снижаются.

Вывод: амбициозный, но давно назревший.

Гармонизация нормативно‑правовой базы в рамках SAATM, несомненно, является амбициозной задачей, требующей согласования десятков суверенных режимов регулирования, масштабного наращивания потенциала и непоколебимой политической решимости. Однако это также давно назрело. Первоначальное решение, принятое в Ямусукро более двух десятилетий назад, предусматривало создание либерального, интегрированного африканского авиационного рынка. В условиях современной глобальной экономики региональные блоки, такие как ЕС и АСЕАН, получают значительные выгоды от применения стандартных авиационных правил; Фрагментированный рынок Африки по сравнению с ними работает хуже. Гармонизация остается основой для раскрытия экономического потенциала континента – улучшения связи, безопасности, конкуренции и доверия потребителей. Несмотря на то, что путь предстоит нелегкий, долгосрочные выгоды делают гармонизацию нормативных актов не просто желательной, но и необходимой, и вряд ли она будет слишком амбициозной, учитывая устремления африканской авиации.

Ощутимые шаги к ускоренной гармонизации

  1. Сформируйте “клуб готовых” (CREW). Объедините более 18 ратифицировавших конвенцию государств в группу быстрого реагирования, которая будет моделировать лучшие практики, демонстрируя новые внутриафриканские пары городов и упрощенное лицензирование в качестве примеров для оказания давления со стороны коллег.
  2. Создайте специальный фонд гармонизации. Сотрудничайте с AfDB и ИКАО в целях привлечения средств нормативного фонда SAATM для финансирования разработки законодательства, систем ИКТ и обучения персонала. Увязывайте выплаты с такими этапами, как принятие типового закона и семинары‑консультации с заинтересованными сторонами.
  3. Пилотный проект проводится в рамках региональных экономических сообществ (РЭС). Попросите ЭКОВАС, ВАС, САДК и других подписать внутренние соглашения, обязывающие членов гармонизировать правила лицензирования, безопасности и защиты прав потребителей в течение 6-12 месяцев. Расширять пилотные проекты по внедрению в географических кластерах (например, в коридорах Кения‑ Уганда ‑ Танзания), чтобы обеспечить скорейшее открытие выгодных маршрутов.
  4. Ускоренное перемещение внутри страны. Распространяйте готовые к принятию типовые нормативные документы по экономическому регулированию, надзору за безопасностью полетов и правами пассажиров. Поощряйте ускоренные парламентские процедуры, чтобы протоколы SAATM стали законом в течение шести месяцев после ратификации.
  5. Внедряйте цифровой мониторинг и экспертную оценку. Запустите общедоступную информационную панель SAATM, поддерживаемую AFCAC/ICAO, которая отслеживает статус ратификации, показатели внедрения и предстоящие сроки, обновляемые ежеквартально. Организуйте ежегодные экспертные проверки в РЭЦ, результаты которых будут представлены на Неделе принятия решений в Ямусукро.
  6. Согласуйте стимулы и сдерживающие факторы. Поощряйте авиакомпании из государств, полностью соблюдающих требования, дополнительными правами на пятую свободу и сниженными сборами за перелеты, а также ставьте доступ к грантам на развитие авиационной инфраструктуры Африканского союза/АфБР в зависимость от выполнения этапов согласования.
  7. Укреплять институциональный потенциал. Увеличить бюджет и штат сотрудников RSOO для обеспечения единообразного надзора за безопасностью полетов и проводить ежеквартальные многоязычные семинары по нормативным вопросам совместно с IATA и AFRAA для повышения квалификации в области разработки и правоприменения.
  8. Поддерживать политическую подотчетность на высоком уровне. Назначить лидеров SAATM из числа глав государств для обеспечения соблюдения обязательных сроков ратификации и обеспечения соблюдения последствий, таких как потеря права на получение гранта, в случае несоблюдения, сохраняя гармонизацию на переднем крае национальных программ.

Regulatory harmonisation under the Single African Air Transport Market: too ambitious or long overdue?

Фуркан Оздемир — авиационный эксперт, специализирующийся на вопросах авиационной политики, сетевого планирования и нормативно-правовой политики. Он занимал ключевые посты в Turkish Airlines и Генеральном директорате гражданской авиации Турции, имея опыт международных переговоров, разработки маршрутов и координации расписаний. В настоящее время он руководит развитием бизнеса в Aeroclass.org и читает лекции по авиационному менеджменту в Университете Атилим. Фуркан имеет степень магистра международных отношений и готовится к защите докторской диссертации по авиационной политике.

Похожие публикации