Содержание
Стефано Барончи (Stefano Baronci), генеральный директор ACI в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, рассказывает о том, как аэропорты региона превращаются в центры устойчивого развития: они впервые принимают обязательства по нулевому выбросу углерода, получают аккредитацию на выбросы углекислого газа, повышают устойчивость к изменению климата и способствуют ощутимому экологическому прогрессу.
c: ACI в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке
Авиация уже давно является движущей силой социально-экономического развития, объединяющей людей, стимулирующей торговлю и объединяющей культуры на разных континентах. Мировая авиационная отрасль обеспечивает более 86,5 млн рабочих мест и обеспечивает впечатляющий экономический рост в размере 4,1 трлн долларов США, что составляет 3,9% мирового ВВП. Однако наряду с этим значительным расширением и глобальным охватом возникает все более актуальная проблема: растущее воздействие авиации на климат.
По мере того как авиация стремительно приближается к беспрецедентному будущему, наши прогнозы показывают ошеломляющий сдвиг: к 2053 году аэропорты Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока будут обслуживать почти 11 миллиардов пассажиров, что почти втрое больше, чем 3,9 миллиарда в 2024 году. Это не просто история роста, это история трансформации. Аэропорты больше не являются транзитными пунктами, они становятся лидерами в борьбе с изменением климата, становясь воротами в более экологичное и устойчивое будущее.
Они первыми прокладывают путь к нулевой прибыли
К 2053 году аэропорты Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока будут обслуживать почти 11 миллиардов пассажиров – почти втрое больше, чем 3,9 миллиарда в 2024 году.
Аэропорты Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока стали первым сегментом авиационной отрасли, который коллективно взял на себя обязательство достичь нулевого уровня выбросов углекислого газа к 2050 году. В результате, в 2022 году в Сингапуре члены нашего аэропорта из Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока приняли резолюцию, в которой обязались поддержать достижение цели «чистый ноль» к 2050 году.
Это смелое руководство было достигнуто еще до того, как государства — члены ИКАО официально утвердили ту же цель, приняв «долгосрочную желательную цель» (LTAG). Это обязательство привело к значительному сдвигу: число аэропортов в нашем регионе, нацеленных на достижение нулевого показателя к 2050 году, в настоящее время превысило 30.
Речь идет не только о постановке целей. Это представляет собой общерегиональное движение, в рамках которого аэропорты внедряют принципы устойчивого развития в свою операционную деятельность.
Стимулирующее действие в рамках углеродной аккредитации аэропорта
Чтобы помочь аэропортам перейти от стремления к действию, ACI в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке активизировал поддержку программы углеродной аккредитации аэропортов (ACA). ACA, признанная во всем мире и прошедшая независимую проверку, обеспечивает аэропортам комплексную и прогрессивную основу для управления выбросами углерода и их сокращения. Программа разработана таким образом, чтобы быть всеохватывающей и легко адаптируемой, с учетом того, что аэропорты находятся на различных этапах своего климатического пути, независимо от того, начинают ли они составлять карту своих выбросов или работают над достижением полной углеродной нейтральности и планированием перехода к нулевому уровню выбросов.
Результаты говорят сами за себя. На сегодняшний день аккредитацию ACA имеют 645 аэропортов по всему миру, и доля нашего региона в этом списке растет. В последнем отчетном цикле ACA за 2023-2024 годы аэропорты Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока в совокупности сократили выбросы CO2 в эквиваленте более чем на 529 000 тонн. Это сокращение сопоставимо с ежегодным потреблением энергии более чем 100 000 домохозяйств. В настоящее время в программе активно участвуют 115 аэропортов в нашем регионе, и в совокупности они обеспечивают почти 33% общего регионального пассажиропотока. Эти цифры ясно показывают: аэропорты больше не ждут перемен – они сами их проводят.
Практический путь: дорожная карта «чистый ноль»
Помимо сертификации, ACI в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке также оказывает специализированную стратегическую поддержку, чтобы помочь аэропортам наметить собственный курс на достижение чистого нулевого уровня выбросов углерода. Дорожная карта «чистый ноль» была разработана как практический инструмент планирования, помогающий аэропортам разрабатывать эффективные стратегии декарбонизации. Она позволяет аэропортам составлять карту источников выбросов, устанавливать научно обоснованные цели по сокращению выбросов и планировать скоординированные действия в рамках инфраструктуры, операций и энергетических систем. Важно отметить, что это помогает аэропортам в оценке потребностей в капитальных затратах, разработке структур управления и определении жизнеспособных вариантов финансирования.
Эта инициатива уже была запущена в аэропорту Себу на Филиппинах и международном аэропорту имени короля Халида (KKIA) в Саудовской Аравии. KKIA стал первым аэропортом, прошедшим комплексную оценку пробелов на месте, которая позволила получить детальное представление о текущем уровне выбросов и заложила основу для долгосрочной стратегии «чистого нулевого уровня». В рамках этой программы мы помогаем аэропортам (независимо от их размера или ресурсов) укрепить доверие и потенциал на сложном пути к нулевому выбросу углекислого газа.
Устойчивость к изменению климата
Меры по борьбе с изменением климата направлены не только на смягчение последствий, но и на подготовку к будущим сбоям. Поскольку экстремальные погодные явления становятся все более частыми и суровыми, адаптация больше не является необязательной. Понимая это, ACI Asia-Pacific & Middle East заключила партнерское соглашение с AECOM, мировым лидером в области инфраструктуры и надежной компанией, предоставляющей профессиональные услуги, известной своим опытом в области водоснабжения, охраны окружающей среды, энергетики, транспорта и строительства, для разработки исследования по устойчивости к изменению климата. Данное исследование направлено на укрепление адаптационного потенциала аэропортов нашего региона.
В течение следующих 12 месяцев в рамках этой инициативы аэропорты-участники будут обеспечены технической поддержкой, инструментами для оценки климатических рисков и индивидуальными рекомендациями по выявлению уязвимостей и разработке стратегических планов адаптации. Эти планы будут основаны на региональных данных и сформированы с учетом передового международного опыта, что позволит аэропортам получить представление о том, что им необходимо для обеспечения безопасности полетов, пассажиров и имущества в условиях все более непредсказуемого климата.
Признание аэропортов «зелеными».
Девять лет назад в ACI Asia-Pacific & Middle East мы запустили «программу признания зеленых аэропортов» с четкой целью вдохновить и укрепить лидерство в области охраны окружающей среды в сообществе аэропортов. За почти десять лет эта программа оказала значительное влияние. Это не только признание выдающихся инициатив в области устойчивого развития, но и укрепление духа сотрудничества и постоянного совершенствования среди наших членов. Из года в год мы наблюдаем рост числа участников, поскольку аэропорты всех размеров, от глобальных хабов до региональных шлюзов, внедряют передовые экологические практики. Этот импульс способствует более глубокому осознанию важности охраны окружающей среды во всем секторе и поощряет инновационные решения сложных задач устойчивого развития.
Пропаганда в действии
Являясь представителем аэропортов, ACI в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке стремится продвигать политику и методы работы в области климата, которые подготавливают нашу отрасль к низкоуглеродному будущему.
С помощью технических программ, сотрудничества и информационно-пропагандистских платформ мы добиваемся ощутимого прогресса в достижении нулевого уровня выбросов углерода. Устойчивое развитие больше не является чем–то желанным — это общая ответственность, и мы помогаем аэропортам воплощать свои амбиции в результат.
На предстоящей конференции ICAO DGCA в Сендае, Япония, в июле 2025 года, ACI Asia-Pacific & Middle East представит дискуссионный документ по устойчивости к изменению климата и адаптации к нему, в котором призывает государства активно поддерживать свои аэропорты в их участии в нашем региональном исследовании подходов к адаптации к изменению климата. Этот документ будет способствовать внедрению практических инструментов, таких как инструмент проверки климатической зрелости и инструмент оценки климатических рисков, для повышения готовности и долгосрочной устойчивости всей экосистемы аэропорта.
Кроме того, мы представим информационный документ, в котором расскажем о трех ключевых инициативах, которые помогают аэропортам продвигаться по пути устойчивого развития: программе углеродной аккредитации аэропортов (ACA), пилотной дорожной карте net zero и программе признания аэропортов экологически чистыми. Эти инициативы обеспечивают структурированный путь к сокращению выбросов углерода, повышению операционной эффективности и экологическому лидерству.
Сочетая пропагандистскую деятельность с практической реализацией, а амбиции – с подотчетностью, мы формируем новое представление об авиации в наших регионах — устойчивое, ответственное и ориентированное на будущее.
Стефано Барончи является генеральным директором Международного совета аэропортов (ACI) в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, торговой ассоциации, представляющей интересы аэропортов Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока.
Назначенный на должность в декабре 2019 года, Стефано отвечает за разработку и выполнение стратегического плана ассоциации и руководит командой профессионалов в региональном офисе, расположенном в Гонконге. Он обладает более чем 20-летним опытом аналитической и представительской деятельности на национальном и международном уровнях в авиационном секторе, представляя интересы как аэропортов, так и авиакомпаний. Он хорошо знаком с сообществом ACI, поскольку ранее занимал должность директора по экономике в ACI World в Монреале и старшего менеджера по политике в ACI Europe в Брюсселе. Стефано также занимал должность генерального секретаря Assaeroporti, итальянской ассоциации операторов аэропортов, и помощника директора и эксперта по инфраструктуре ОРВД в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Уроженец Италии, он получил степень Executive MBA в Уорикском университете в Великобритании и диплом юриста в Университете Ла Сапиенца в Риме, Италия.