Содержание
- 1 Последние данные по обзору внедрения SAATM, проведенному SAATM и ACI Africa в Африке
- 2 Знакомство с SAATM и его важность
- 3 Наблюдаемые изменения и воздействия
- 4 Проблемы, с которыми сталкиваются аэропорты африканских стран при внедрении SAATM
- 5 Препятствия на пути внедрения SAATM на политическом уровне
- 6 Влияние пассажиропотока на готовность аэропортов Африки
- 7 Приверженность африканских стран SAATM
- 8 Поддержка со стороны правительства в реализации SAATM
- 9 Рекомендации
- 10 Вывод
- 11 Почему SAATM — это больше, чем просто бизнес
- 12 Билет Африки в более сильное и уверенное будущее авиации
Всесторонний анализ результатов исследования ACI Africa о внедрении Единого африканского рынка воздушных перевозок (SAATM) африканскими аэропортами.
Единый африканский рынок воздушных перевозок (SAATM) был создан в качестве стратегической основы для либерализации воздушного транспорта в Африке. Общей целью SAATM является содействие беспрепятственным поездкам и торговле между африканскими странами. Позволяя авиакомпаниям свободно пересекать границы, инициатива стремится устранить ограничения, которые долгое время препятствовали путешествиям и внутриафриканским обменам. Эти усилия особенно важны, учитывая, что в настоящее время только 20% авиасообщения в Африке осуществляется внутри континента, что резко контрастирует с другими регионами, в которых объем внутрирегиональных авиаперевозок значительно выше.
Единый африканский рынок воздушных перевозок — это ведущая инициатива в рамках Повестки дня Африканского союза на период до 2063 года, целью которой является создание единого рынка воздушных перевозок на всем Африканском континенте. SAATM стремится либерализовать авиационную отрасль Африки, превратив ее в единый рынок для улучшения взаимодействия, содействия экономической интеграции и расширения внутриафриканской торговли между африканскими странами.
Ключевые цели SAATM включают в себя:
- Либерализацию воздушного транспорта
- Экономическую интеграцию
- Стимулирование внутриафриканской торговли
- Соответствие глобальным целям.
Последние данные по обзору внедрения SAATM, проведенному SAATM и ACI Africa в Африке
Внедрение SAATM продолжается и динамично развивается, при этом в разных государствах — членах Африканского союза и среди разных стран наблюдается разный уровень прогресса.
По состоянию на март 2025 года 38 африканских стран присоединились к Единому африканскому рынку воздушных перевозок (SAATM), причем Малави присоединилась к нему совсем недавно.
К концу 2024 года 54 африканских государства присоединились к SAATM, и более 22 государств ратифицировали ее. Это свидетельствует о сильной политической воле африканских стран участвовать в инициативе, даже если ее полное осуществление все еще продолжается.
В 2022 году 17 африканских стран и заинтересованных авиационных компаний приняли участие в пилотной программе по внедрению SAATM, и ACI Africa была частью этого пилотного проекта. Этот пилотный этап имел решающее значение для тестирования и уточнения эксплуатационных аспектов рынка.
Несмотря на то, что внедрение SAATM продвигается по всей Африке, оно не является единообразным. Такие страны, как Эфиопия и Руанда, добились значительных успехов, в то время как другие находятся на более ранних стадиях внедрения. Недавнее присоединение Малави к SAATM и увеличение числа обязательств и ратификаций указывают на позитивную тенденцию к полному осуществлению.
В рамках своих обязательств по поддержке SAATM и оценке проблем, связанных с внедрением, ACI Africa через свой Региональный комитет по экономике запустила опрос среди аэропортов-членов. Участникам была роздана структурированная анкета, состоящая из нескольких вариантов ответов, рейтинговой шкалы и открытых вопросов, чтобы они могли получить представление о влиянии SAATM на аэропортовую отрасль Африки.
Цель опроса заключается в том, чтобы собрать и проанализировать коллективное мнение операторов аэропортов с целью оценки восприятия их сотрудниками аэропортов в Африке. Это имеет решающее значение для понимания более широкого воздействия SAATM на авиационный ландшафт Африки, и, поскольку континент движется в направлении большей экономической интеграции и взаимосвязанности, данное исследование является важным показателем нынешнего отношения и будущих перспектив в этом секторе.
Онлайн-опрос был разослан по электронной почте сотрудникам аэропортов ACI Africa 14 января 2025 года, ответы должны быть получены до 01 марта 2025 года.
Целью опроса было:
- Оценить осведомленность и понимание SAATM сотрудниками аэропортов ACI Africa
- Выявить ключевые проблемы при внедрении
- Проанализируйте влияние на пассажиров и работу аэропорта
- Подготовьте рекомендации по укреплению сотрудничества для достижения успеха SAATM.
На момент завершения опроса в нем приняли участие 47 респондентов из 13 стран, в том числе 39 из англоговорящих и восемь из франкоязычных стран.
Знакомство с SAATM и его важность
Знакомство с инициативой играет решающую роль в оценке ее ценности. Этот опрос выявил разный уровень осведомленности о SAATM среди большинства респондентов (77%), которые были либо очень хорошо, либо в некоторой степени знакомы с SAATM, что указывает на хороший уровень осведомленности сотрудников аэропорта. Тем не менее, все еще есть возможности для улучшения информирования сотрудников аэропорта о SAATM.
Респонденты признали важность SAATM для развития воздушного транспорта в Африке, при этом 94% респондентов оценили SAATM как “очень важный” или “значимый” для развития воздушного транспорта в Африке. Такое широкое признание потенциала SAATM подчеркивает значимость инициативы для авиационного сектора континента.
Наблюдаемые изменения и воздействия
Несмотря на большое значение, придаваемое SAATM, стоит отметить, что только 30% респондентов сообщили о том, что они наблюдали ощутимые изменения в работе воздушного транспорта благодаря инициативам SAATM. Это говорит о том, что, хотя потенциал SAATM признан, его внедрение и воздействие все еще находятся на ранней стадии.
Проблемы, с которыми сталкиваются аэропорты африканских стран при внедрении SAATM
Респонденты выделили несколько ключевых проблем, с которыми сталкиваются аэропорты африканских стран при внедрении SAATM. В частности, 77% респондентов отметили ограниченность финансовых ресурсов для расширения, модернизации и усовершенствования операционной деятельности аэропортов в качестве основной проблемы для эффективного внедрения SAATM. Аналогичным образом, во многих аэропортах Африки (74% респондентов) будет отсутствовать необходимая инфраструктура для обслуживания возросшего объема авиаперевозок в рамках SAATM. Несогласованная нормативно-правовая база, т.е. отсутствие согласованных авиационных правил в африканских странах, была названа (62% респондентов) основной проблемой, с которой сталкиваются африканские аэропорты при внедрении SAATM.
Препятствия на пути внедрения SAATM на политическом уровне
В дополнение к ограниченным финансовым ресурсам и модернизации и расширению инфраструктуры, которые остаются серьезной проблемой для операторов аэропортов, было выявлено несколько препятствий на пути внедрения SAATM на политическом уровне. Некоторые из этих препятствий перечислены ниже.
- Протекционизм: Некоторые страны проводят протекционистскую политику, особенно в отношении национальных авиакомпаний.
- Политическая воля: Недостаточная приверженность правительств некоторых африканских стран полному внедрению SAATM.
- Гармонизированные авиационные правила: Несогласованность визовой политики, таможенных процедур и стандартов безопасности в африканских государствах.
Партнерские отношения с правительствами могут сыграть ключевую роль в поддержке успешной реализации инициативы SAATM. Это сотрудничество может способствовать устранению узких мест в сфере регулирования, которые обычно затрудняют продвижение вперед, гарантируя, что все заинтересованные стороны эффективно работают над достижением общей цели — объединенной Африки.
Влияние пассажиропотока на готовность аэропортов Африки
Для правительств большинства африканских стран перспектива либерализации воздушного сообщения сопряжена с трудностями, одной из которых является низкий пассажиропоток в Африке. Однако 79% респондентов, принявших участие в опросе, не увидели явного влияния SAATM на пассажиропоток или не были уверены в его влиянии на пассажиропоток.
SAATM не может развиваться изолированно; для создания благоприятных условий для либерализации воздушного сообщения необходим скоординированный подход заинтересованных сторон на национальном и региональном уровнях.
Кроме того, опрос пролил свет на важнейшие перспективы, касающиеся готовности аэропортов Африки к внедрению SAATM, а также на то, готовы ли африканские аэропорты к увеличению пассажиропотока в рамках SAATM. 68% респондентов оценили свою готовность как отличную или хорошую. 28% респондентов оценили свою готовность как удовлетворительную, в то время как 4% дали плохую оценку.
Это свидетельствует о четком признании того, что SAATM не может процветать в изоляции; для создания благоприятных условий для либерализации воздушного сообщения необходим скоординированный подход заинтересованных сторон на национальном и региональном уровнях.
Приверженность африканских стран SAATM
Результаты исследования ACI Africa показывают, что перед аэропортами открываются широкие возможности, а также экономическую свободу для африканской авиации. Однако переход на SAATM требует стратегического планирования и сотрудничества между авиакомпаниями и правительственными учреждениями, поскольку большинство аэропортов в Африке находятся в ведении правительства.
Опрос также показал, что подавляющее большинство респондентов (77%) заявили, что африканские страны либо не проявляют приверженности, либо не уверены в приверженности африканских стран внедрению SAATM.
Поддержка со стороны правительства в реализации SAATM
Интересно, что 77% респондентов указали на государственно-частное партнерство как на один из способов поддержки, которую могут оказать аэропорты африканских стран в успешном внедрении SAATM. Как и ожидалось, инвестиции в инфраструктуру аэропортов, а также согласование и упрощение визовой политики также рассматривались в качестве важнейшей поддержки. Интересно отметить, что предоставление субсидий авиакомпаниям не получило высокой оценки в рамках поддержки SAATM.
Рекомендации
Основываясь на результатах этого исследования, Экономический комитет ACI Africa предложил следующие рекомендации для содействия успешному внедрению SAATM, а также для аэропортов, которые могут способствовать росту и эффективности.
Усиление политической приверженности
Активизация информационно-пропагандистских усилий по укреплению политической воли среди государств-членов обеспечит более глубокую приверженность и более эффективное внедрение SAATM. Заинтересованные стороны должны постоянно взаимодействовать с директивными органами для получения и поддержания политической поддержки.
Гармонизация авиационного регулирования
Необходимо активизировать усилия по гармонизации авиационной нормативно-правовой базы, визовой политики, таможенных процедур и стандартов безопасности в африканских странах. Последовательное согласование нормативных актов значительно повысит операционную эффективность и либерализацию рынка.
Расширение финансовой поддержки и инвестиций
Учитывая значительные финансовые трудности, на которые указали респонденты, следует активно использовать стратегии целевого финансирования, включая государственно-частное партнерство. Инвестиции, направленные на модернизацию инфраструктуры аэропортов, будут иметь решающее значение для эффективного управления аэропортами в условиях ожидаемого увеличения объема авиаперевозок.
Развитие и модернизация инфраструктуры
Аэропорты Африки должны уделять приоритетное внимание развитию и модернизации своих объектов, чтобы обеспечить рост пассажиропотока и операций, ожидаемых в рамках SAATM. Необходимо стратегическое планирование и выделение ресурсов для обеспечения готовности инфраструктуры.
Повышение осведомленности и наращивание потенциала
Несмотря на то, что заинтересованные стороны аэропорта достаточно хорошо знакомы с SAATM, рекомендуются дополнительные образовательные инициативы и семинары по наращиванию потенциала. Это позволит заинтересованным сторонам в полной мере понять преимущества SAATM и эффективно участвовать в его внедрении.
Вывод
Единый африканский рынок воздушных перевозок — это преобразующая инициатива, призванная значительно улучшить связь и стимулировать экономический рост по всей Африке. Хотя среди членов ACI Africa Airport особенно высока осведомленность и признание важности SAATM, ощутимый эффект остается ограниченным из-за проблем с внедрением. Различные политические решения, несоответствия в законодательстве, финансовые ограничения, готовность инфраструктуры представляют собой серьезные препятствия.
Тем не менее, полученные результаты указывают на позитивную тенденцию в приверженности африканских стран SAATM, о чем свидетельствует рост числа ратификаций и вовлеченности стран. Для полной реализации потенциала SAATM необходимы согласованные действия по устранению выявленных проблем и барьеров, особенно посредством политической пропаганды, финансовой поддержки, гармонизации нормативно-правовой базы, инвестиций в инфраструктуру и наращивания потенциала. В конечном счете, постоянные совместные усилия всех заинтересованных сторон будут иметь решающее значение для успешного внедрения SAATM и раскрытия его существенных преимуществ для авиационного сектора континента.
Почему SAATM — это больше, чем просто бизнес
По-настоящему взаимосвязанная Африка улучшила бы качество полетов для ее населения, и крайне важно, чтобы мы, африканцы, прониклись глубокими идеями и опытом, которые возникают в результате легкого доступа к экономическим возможностям континента и их изучения.
SAATM — это не просто бизнес; речь идет о том, чтобы африканцы (путешественники) имели доступ к воздушному сообщению и единому рынку авиаперевозок.
По-настоящему взаимосвязанная Африка улучшила бы качество полетов для ее населения, и крайне важно, чтобы мы, африканцы, прониклись глубокими идеями и опытом, которые возникают в результате легкого доступа к экономическим возможностям континента и их изучения. Африка — континент, изобилующий неиспользованными экономическими возможностями, которые выходят за рамки туризма и включают совместные усилия, способствующие развитию партнерских отношений, инвестиций в инфраструктуру и общего развития в пределах своих границ.
Билет Африки в более сильное и уверенное будущее авиации
Перспектива создания взаимосвязанной и доступной Африки вполне достижима. Однако это требует приверженности, сотрудничества и действий.
На мой взгляд, SAATM представляет собой нечто большее, чем просто авиационную политику; в нем содержится ключ к экономическим преобразованиям, обеспечивающий бесперебойное обслуживание пассажиров. И если этот проект будет реализован в полном объеме, он сможет обеспечить доступные и эффективные авиаперевозки миллионам африканцев, способствуя развитию торговли, туризма и региональной интеграции.
Что нам нужно, так это не новые декларации или официальные политические документы, а действия. SAATM — это не мечта политиков; это золотой ключ к будущему Африки. Главный вопрос заключается в том, способны ли африканские политики справиться с этой задачей и создать надлежащую атмосферу для успешного внедрения SAATM. Настало время действовать.
Вахида Лаваль Сулейман — высококвалифицированный профессионал в авиационной отрасли с более чем десятилетним опытом установления ценных отношений и содействия эффективной координации между различными ведомствами. В 2023 году она получила звание специалиста по международным аэропортам (IAP), что подчеркивает ее опыт и приверженность делу. В настоящее время Вахида является руководителем Экономического комитета ACI в Африке и выступает в качестве связующего звена между ACI и FAAN. Она успешно прошла ряд местных и международных курсов по линии ICAO и ACI, а также другие программы повышения квалификации. Вахида искренне заинтересована в содействии экономическому и устойчивому росту аэропортов Африки, что отражает ее приверженность развитию авиационного сектора на континенте.