Содержание
- 1 Пример 1 – Количество полос движения на обочинах терминала для высадки и посадки пассажиров
- 2 Пример 2. Обеспечение обслуживания воздушных судов на перроне
- 3 Пример 3. Оперативная гибкость для перераспределения пространства между международными и внутренними терминалами
- 4 Пример 4 – Услуга экспресс-парковки “стоянка для сотовых телефонов”.
Марсело Мота, партнер и управляющий директор You as a Manager Consulting Ltd в аэропорту Луанды, Ангола, AIAAN/NBJ, пишет эксклюзивно для International Airport Review о том, как аэропорты могут решить основные проблемы с помощью интеллектуального проектирования с самого начала или лучших практик в области реинжиниринга процессов.
Аэропорты — это капиталоемкая инфраструктура, требующая значительных инвестиций. Кроме того, они являются критически важной средой, требующей высокой доступности и эксплуатационной готовности. Аэропорты должны предоставлять удовлетворительный сервис и поддерживать стабильный денежный поток при низких эксплуатационных расходах.
Применение принципов проектирования, ориентированных на будущую эффективность эксплуатации, на начальном этапе планирования и строительства аэропорта существенно влияет на его долгосрочную эффективность.
Для достижения этих целей недостаточно просто управлять аэропортом как единым целым. Томас Алва Эдисон, плодовитый американский изобретатель и успешный предприниматель, однажды сказал: “Есть способ сделать это лучше – найдите его”. Это утверждение, как и старая поговорка о том, что “все можно сделать на 10% лучше, быстрее, дешевле и эффективнее”, идеально применимо к аэропорту окружающая среда.
На практике многие требования, предъявляемые к эффективной эксплуатации и надлежащему реагированию на требования воздушного движения и потребности клиентов, могут быть выполнены только в том случае, если они заложены в первоначальном проекте как физической инфраструктуры, так и эксплуатационных процессов аэропорта. Другими словами, только специализированная инфраструктура (или специально спроектированные помещения) и передовой опыт в области реорганизации процессов могут обеспечить более высокий уровень эффективности операционных услуг. Ниже приведены несколько наглядных примеров того, как только с помощью проектирования можно повысить производительность и оптимизировать эксплуатационные расходы.
Пример 1 – Количество полос движения на обочинах терминала для высадки и посадки пассажиров
Пассажиры по всему миру слишком хорошо знакомы с невыносимой ситуацией, связанной с пробками на подъездных путях к пассажирским терминалам аэропортов. Независимо от того, сколько вывесок будет добавлено или сколько сотрудников дорожной полиции будет задействовано, обычных двух-трех полос движения перед терминалами просто недостаточно, чтобы справиться с огромным количеством транспортных средств (частных легковых автомобилей, микроавтобусов, автобусов, такси), проезжающих через них. Вместо того, чтобы пытаться решить проблему с помощью процедур или оперативных бригад, единственным по-настоящему эффективным решением является проектирование терминала с существенно большим количеством полос движения (от семи до девяти). В данном случае концепция проектирования устраняет эксплуатационную неэффективность.
Пример 2. Обеспечение обслуживания воздушных судов на перроне
Когда воздушные суда припаркованы на перроне, им требуется кондиционирование воздуха (для поддержания прохлады в салоне и комфорта пассажиров при посадке) и электричество (для питания бортовых систем и схем). Как правило, для удовлетворения этих потребностей самолеты используют вспомогательную силовую установку (ВСУ) – небольшую бортовую газовую турбину. Однако ВСУ потребляет дорогостоящее топливо и требует дорогостоящего технического обслуживания после определенного количества часов работы. Гораздо более выгодной альтернативой для аэропорта является обеспечение системами кондиционирования воздуха (PCA) и наземного электропитания (GPU) с помощью оборудования, установленного на трапах для посадки пассажиров. Благодаря такому дизайну аэропорт не только продает коммунальные услуги, создавая новый источник дохода, но и позволяет авиакомпаниям значительно сократить эксплуатационные расходы.
Пример 3. Оперативная гибкость для перераспределения пространства между международными и внутренними терминалами
Пассажирские терминалы разделены на международный и внутренний секторы (а в некоторых регионах и на трансграничные) в соответствии с требованиями таможни и безопасности гражданской авиации. Несмотря на необходимость и настоятельную необходимость такого разделения, оно может быть неэффективным с точки зрения максимального использования физического пространства. Решение, сочетающее конструктивный дизайн с реорганизацией операционных процедур, заключается в строительстве терминальных опор с подвижными перегородками. Это позволяет отделениям терминала переключаться с международного на внутреннее использование в разное время суток. Такая обратимость разделения пространства уменьшает требуемую площадь причалов терминала, снижает затраты на строительство и повышает эффективность эксплуатации.
Пример 4 – Услуга экспресс-парковки “стоянка для сотовых телефонов”.
Почти каждый крупный аэропорт сталкивается с проблемой, когда водители незаконно паркуются на подъездных путях к аэропорту (отказываются парковаться в специально отведенных гаражах) в ожидании посадки пассажиров. Такая практика создает значительную опасность для дорожного движения. Несмотря на усилия наземной службы оператора аэропорта и городского департамента дорожного движения, проблема сохраняется, поскольку правоприменительная практика не удовлетворяет реальных потребностей. Наиболее эффективным решением, реализуемым в некоторых аэропортах, является создание “парковки для мобильных телефонов” – специально отведенной зоны, где водители могут бесплатно ждать в среднем 20 минут, спонсируемой коммерческим партнером (обычно компанией мобильной связи). По истечении этого времени водители должны покинуть парковку, чтобы освободить место для других, но при необходимости могут вернуться. Еще раз подчеркну, что это дизайнерское решение — индивидуальная парковка, которая повышает безопасность и эффективность работы.
Другими яркими примерами того, как дизайн влияет на качество обслуживания клиентов и эффективность работы, являются размер и вместимость лифтов, просторные туалеты и технологии самообслуживания пассажиров.
Итак, да! Как и верил Эдисон, можно найти «лучший способ». Используйте дизайн для выявления возможностей улучшения неэффективных процессов, которые невозможно решить с помощью одних только операционных ресурсов! Применение принципов проектирования, ориентированных на будущую операционную эффективность, на начальном этапе планирования и строительства аэропорта существенно влияет на его долгосрочную эффективность. Как сказал писатель Герберт Уэллс, “То, что мы делаем сегодня, должно повлиять на будущее”. В противном случае мы рискуем сделать то, о чем предупреждал Стивен Кови, автор книги “7 привычек высокоэффективных людей”: «Если мы будем продолжать делать то, что делаем, мы и дальше будем получать то, что получаем».
Марсело Мота получил степень бакалавра в области электротехники в Федеральном университете Баия, Бразилия, и степень магистра делового администрирования в Университете Уорика, Англия.
Обладая более чем 30-летним опытом работы в энергетике, информационных технологиях, аэропортах, государственном управлении и консалтинге, Марсело в настоящее время является консультантом по менеджменту оператора нового международного аэропорта имени доктора Антониу Агостиньо Нето (AIAAN/NBJ) в Луанде, Ангола.
До этого он 12 лет проработал коммерческим директором и CCO, а также директором по эксплуатации и COO в Aeroportos Brasil Viracopos, концессионере, который разрабатывает и эксплуатирует международный аэропорт Виракопос в Сан-Паулу, Бразилия.