...
Главная Авиатехника Скоро Ли Полеты С Одним Пилотом Станут Реальностью?

Скоро Ли Полеты С Одним Пилотом Станут Реальностью?

от admin

Простой ответ заключается в том, что полеты с одним пилотом уже выполняются, но не в крупномасштабном регулярном коммерческом секторе. Обычно это легкие реактивные самолеты, выполняющие рейсы малой и средней дальности в частном или деловом секторе. Для коммерческих авиакомпаний, летающих на больших самолетах и на более длительные сроки, этот вопрос является более сложным. В то время как авиакомпании хотят использовать полеты с одним пилотом для экономии средств, профсоюзы пилотов утверждают, что такие полеты ставят под угрозу безопасность полетов и подрывают средства к существованию. Регулирующие органы, такие как Агентство авиационной безопасности ЕС (EASA), застряли посередине и должны принять решение о том, когда безопасно выполнять полеты с одним пилотом.

В этой статье рассматриваются проблемы, связанные с полетами с одним пилотом на коммерческих самолетах. Если это вообще произойдет, то, скорее всего, не в ближайшее время. Также рассматриваются аргументы за и против полетов с одним пилотом, а также то, что некоторые частные самолеты и бизнес-джеты уже летают с одним пилотом за штурвалом.

Когда мы начнем садиться на Коммерческие самолеты с одним Пилотом?

Will Single-Pilot Flights Soon Become A Reality?

С 1950-х годов численность экипажа коммерческого самолета сократилась с пяти до двух человек. Исходя из этого, может показаться очевидным, что мы снова перейдем на использование одного пилота и даже беспилотных летательных аппаратов.

Авиакомпании и производители подчеркивают, что существует технология, позволяющая сделать полеты с одним пилотом безопасными. Euro News Сообщается, что Александр Фельдман, президент Boeing в Юго-Восточной Азии, заявил на бизнес-саммите Bloomberg: “Технология предназначена для пилотов-одиночек, это действительно то, где регулирующие органы и широкая общественность чувствуют себя комфортно”.

Однако в настоящее время невозможно сказать, когда коммерческая авиация с одним пилотом станет реальностью. Хотя производители начали прилагать усилия, чтобы сделать полеты с одним пилотом безопасными, регулирующие органы начали отказываться от их одобрения. Ожидается появление дополнительных правил, в частности, от EASA. В результате, авиации с одним пилотом не будет еще много лет, если вообще когда-либо будет.

Аргументы в пользу полетов с одним пилотом

Will Single-Pilot Flights Soon Become A Reality?

Основная причина, по которой авиакомпании хотят сделать полеты с одним пилотом реальностью, заключается в экономии средств, которую это может обеспечить. Перевозчикам пришлось бы платить на одного пилота меньше за рейс. Они также могли бы сократить численность своего персонала, сохранив при этом высокую частоту полетов. Это также будет означать снижение затрат на обучение. Такое снижение затрат может привести к удешевлению авиаперелетов для пассажиров или позволить авиакомпаниям вкладывать больше средств в развитие своих услуг.

Авиастроительные компании начали работать над внедрением в практику полетов одного пилота, чтобы сделать свои самолеты более привлекательными для авиакомпаний. В 2019 году Airbus и Dassault обратились в EASA, где «официально запросили пересмотр нормативных требований». В запросе они утверждали, что существующий уровень автоматизации достаточен для присутствия одного пилота, по крайней мере, во время полета.

В 2021 году компания FlightGlobal отметила, что к срокам разработки A350F добавилось тестирование полетов с одним пилотом. Это позволит Airbus использовать A350F в качестве испытательной платформы для изучения потребностей обеспечения безопасности полетов с одним пилотом. Airbus начал сотрудничать с Cathay Pacific примерно в то же время, что и в рамках пробных полетов с одним пилотом во время круизов на большой высоте. Компания Simple Flying сообщила о заявлении представителя Airbus, сделанном во время саммита в Тулузе в 2021 году:

«Нам необходимо усовершенствовать технологию, чтобы обеспечить возможность дальнейшего сокращения числа членов экипажа. Итак, у нас есть набор проверок уровня технологической готовности, которые в определенный момент могут быть возобновлены. Это имеет экономический эффект. Затем, с технологической точки зрения, мы могли бы немного автоматизировать это для создания более современной кабины пилотов. Итак, это относится к сфере технологий».

Аргументы против операций с одним пилотом

Will Single-Pilot Flights Soon Become A Reality?

Вышеупомянутая кампания в Европейском союзе против полетов с одним пилотом называется «One Means None». Лозунг группы давления звучит так: «не садитесь на борт самолета с одним пилотом». Кампания описывает сокращенную работу экипажей (RCO) как «рискованную игру с вашей безопасностью». Один означает «нет». Ниже перечислены риски полетов с одним пилотом, которые могут возникать в обычных случаях:

  • Снижение осведомленности о ситуации
  • Повышенная нагрузка на пилотов и бортпроводников
  • Отсутствие избыточности
  • Отсутствие взаимных проверок между двумя пилотами
  • Отсутствие поддержки в плане безопасности
  • Полеты, изматывающие психологически
  • Перегрузка в принятии решений для одного пилота

Кампания также освещает чрезвычайные проблемы безопасности в полете, с которыми одному пилоту может быть трудно справиться в одиночку. К ним относятся: 1) Неуправляемые пассажиры (возможно, со злым умыслом) и 2) уязвимости в авиационной инфраструктуре (включая угрозы кибербезопасности и проблемы безопасности в полете). К другим чрезвычайным ситуациям во время полета, с которыми, по мнению многих, одному пилоту может быть трудно справиться, относятся: 1) Плохие погодные условия, 2) неисправности оборудования, 3) отклонения от графика полета и 4) неотложная медицинская помощь пассажирам.

Компания One Means None прилагает все усилия, чтобы убедить пилотов и пассажиров в том, что полеты с одним пилотом не должны отрываться от земли. Компания выпустила рекламный ролик, предназначенный для пилотов, на котором изображен туалет посреди пустой кабины пилотов на фоне темных облаков на горизонте. Слоган звучит так: «Можете ли вы справиться с двумя чрезвычайными ситуациями одновременно?»

Регулирующий орган ЕС отказывается от полетов с одним пилотом

Will Single-Pilot Flights Soon Become A Reality?

В настоящее время, похоже, группы пилотов одерживают верх над самолетами с одним пилотом. Издание Politico сообщило о ежегодном обновлении Европейского плана EASA по авиационной безопасности в январе 2025 года. В то время как ранее EASA было открыто для обсуждения полетов с одним пилотом, это последнее обновление демонстрирует шаг назад. Агентство пообещало провести исследование, чтобы выяснить, могут ли «новые передовые технологии пилотажной кабины» сделать коммерческую авиацию с одним пилотом достаточно безопасной. Затем будет предложена новая нормативная база для интеграции интеллектуальных кабин пилотов в коммерческую авиацию.

Джанет Норткот (Janet Northcote), представитель EASA, поделилась своими соображениями по поводу решения EASA. Она сказала::

“EASA скорректировала свою программу разработки правил, чтобы было ясно, что в первую очередь мы сосредоточимся на оценке разработки и внедрения таких передовых технологий в кокпите».

Изменение направления ветра может быть связано с кадровыми перестановками в руководстве EASA. Флориан Гильермет вступил в должность директора агентства. Его назначение последовало за назначением предыдущего постоянного директора, Патрика Кая. Этот директор возглавлял агентство в течение десяти лет и был одним из главных сторонников использования беспилотных летательных аппаратов.

Самолет А321, совершавший полеты без пилота

Will Single-Pilot Flights Soon Become A Reality?

Основное опасение противников полетов с одним пилотом заключается в том, что пилоту может потребоваться срочная медицинская помощь, он станет нетрудоспособным и оставит самолет в полете без пилота. Именно это произошло с самолетом Lufthansa A321-200, выполнявшим рейс из Франкфурта в Севилью в Испании. У первого пилота случился приступ после того, как капитан временно покинул кабину пилотов. Самолет на десять минут остался в воздухе без сопровождения пилота. Позже капитан заявил, что первый помощник «казался здоровым и внимательным», когда он вышел из кабины пилотов, чтобы воспользоваться туалетом.

К счастью, в результате этого инцидента никто не пострадал. Пилот успешно восстановил контроль над самолетом. Затем он вылетел в Мадрид, чтобы его первый помощник мог быстро получить медицинскую помощь.

В галерее ниже представлена подборка снимков самолета Lufthansa A321 того типа, который летел без пилота после того, как с первым офицером случился приступ:

Закрывать

Испанские власти провели расследование инцидента и рекомендовали EASA проинформировать авиакомпании об инциденте, а также предложили им рассмотреть способы, позволяющие избежать постоянного присутствия одного пилота в кабине пилотов. Например, один из членов бортпроводников мог бы присоединиться к пилоту в кабине пилотов, пока другой временно отсутствует. В своем окончательном отчете, опубликованном в мае 2025 года, Комиссия по расследованию авиационных происшествий и инцидентов гражданской авиации Испании (CIAIAC) написала:

“Присутствие такого человека могло бы способствовать раннему обнаружению недееспособности второго пилота, что позволило бы ему предупредить остальных членов экипажа, открыть защитную дверь кабины пилотов и дать возможность капитану быстро восстановить доступ и взять управление самолетом на себя”.

Пять частных и бизнес-джетов с одним пилотом

Will Single-Pilot Flights Soon Become A Reality?

Другая сторона аргумента заключается в том, что многие частные и бизнес-джеты уже много лет безопасно летают с одним пилотом. Согласно правилам FAAR, коммерческие самолеты должны летать с двумя пилотами в соответствии с частью 121. Между тем, некоторые частные самолеты могут летать с одним пилотом в соответствии с частью 91 или частью 135 правил.

В апреле 2024 года журнал Simple Flying привел пять примеров таких самолетов. В таблице ниже указаны максимальная дальность полета и количество пассажиров на этих пяти самолетах:

Максимальная дальность полета

Максимальное количество пассажиров

Cirrus Vision Jet SF50

1 275 морских миль (2 361,3 километра)

7

HondaJet Elite II

1 547 морских миль (2 865 километров)

7

Embraer Phenom 300E

2 010 морских миль (3 723 километра)

10

Cessna Citation CJ3 Gen2

2 040 морских миль (3 778 километров)

9

Pilatus PC-24

2 040 морских миль (3 778 километров)

10

Обратите внимание, что все эти самолеты имеют относительно низкие оценки по обоим показателям. Дальность полета составляет от 1275 морских миль для Cirrus Vision Jet SF50 до 2040 морских миль для Pilatus PC-24. Максимальная вместимость этих самолетов также невелика и составляет от 7 до 10 пассажиров. Малая дальность полета сокращает время, в течение которого у пилота может возникнуть медицинская проблема, а небольшие размеры самолета снижают вероятность наихудшего сценария.

Похожие публикации