Содержание
Airbus A380 — крупнейший коммерческий реактивный лайнер, который не нуждается в представлении. Массивный двухэтажный самолет в полный рост пользуется популярностью среди летного состава, пассажиров и любителей авиации в целом. Самолет вмещает до 853 пассажиров в одном классе и может преодолевать сверхдальние расстояния. Гигантский самолет впервые поднялся в небо в апреле 2005 года и поступил на вооружение авиакомпании Singapore Airlines в октябре 2007 года.
Для работы большого количества компонентов, таких как топливная система, гидравлическая система и системы салона, требуется электроэнергия. Огромные размеры Airbus A380 и количество систем требуют огромного количества энергии во время полета. Типичному самолету A380 требуется от 180 до 1250 кВт электроэнергии, в зависимости от количества пассажиров и фазы полета. Только системы салона требуют значительного количества электроэнергии для работы таких систем, как кондиционирование воздуха, освещение, развлекательные программы в полете и так далее.
В этой статье рассматриваются различные электрические системы на борту Airbus A380, а также требования к питанию систем салона на различных этапах полета.
Производитель Airbus, Тип широкофюзеляжный самолет, первая поставка 15 октября 2007 г.
Развернуть Свернуть
Требования к электропитанию Airbus A380-800
Airbus A380-800 — это широкофюзеляжный самолет большой дальности, рассчитанный, как правило, на 525 пассажиров в двух классах. При максимальной взлетной массе (MTOW) в 775 000 фунтов (351 533 кг) самолет может совершать полеты на дальность 7 370 миль (13 649 км; 8 480 миль).
Самолет оснащен четырьмя турбовентиляторными двигателями Alliance GP7000 или Rolls-Royce Trent 900, каждый из которых создает тягу до 76 000 фунтов (341 кН) при взлете. По данным Airbus,
«Посадка на самолет А380 — это уникальный опыт, который знакомит пассажиров с высочайшими стандартами комфорта в полете. Сочетая самые передовые авиационные технологии и оригинальный дизайн салона, Airbus гордится тем, что создал самолет, который славится своим выдающимся качеством во всех аспектах”.
“A380, являющийся лидером отрасли в области инноваций, опыта и эффективности, которые применяются на современных самолетах Airbus, по достоинству оценен пассажирами, пилотами и экипажами».
A380, как и большинство коммерческих самолетов, оснащен многочисленными системами, требующими электропитания. Полный перечень систем и оборудования приведен в следующей таблице.
Бортовые системы | Требования к электропитанию |
---|---|
Система экологического контроля | Да |
Система автоматического управления полетом | Да |
Коммуникационная система | Да |
Система электроснабжения | Нет |
Оборудование | Да |
Противопожарная защита | Нет |
Управление полетом | Да |
Топливная система | Да |
Гидравлическая силовая система | Да |
Система защиты от льда и дождя | Да |
Системы индикации и записи | Да |
Шасси | Да |
Огни | Да |
Навигация | Да |
Кислородная система | Нет |
Пневматическая система | Нет |
Система водоснабжения и водоотведения | Да |
Кабинные системы | Да |
Электропитание, используемое пассажирами на своих местах в Airbus A380-800
Мощность, потребляемая отдельными пассажирами на своих креслах, зависит от их загруженности и использования. В то время как свободные места потребляют минимум энергии или не потребляют вообще, пассажиры, которые пользуются развлекательными программами в полете, портами питания или лампами для чтения, используют максимальное количество энергии во время полета.
Эти системы потребляют от 50 до 110 Вт на пассажира, в зависимости от типа системы и условий использования. Важно отметить, что персональные устройства, такие как планшеты и ноутбуки, потребляют около 70 Вт, в то время как персональные портативные устройства, включая смартфоны, потребляют около 15 Вт. Экран IFE, встроенный в спинки кресел на борту Airbus A380s, потребляет от 15 до 20 Вт энергии в течение всего полета.
Такой массивный самолет, как Airbus A380, с его максимальной взлетной массой, типичным количеством посадочных мест и вместимостью салона требует примерно 1250 кВт мощности для систем. При выруливании перед взлетом и заруливании после посадки требуется меньше всего электроэнергии — около 700 кВт, в то время как при круизе она самая высокая и составляет 1250 кВт. Потребление электроэнергии самолетом Airbus A380 на каждом этапе полета показано в следующей таблице.
Фаза полета | Порядок действий | Потребность в электроэнергии |
---|---|---|
Выруливание | Этот этап охватывает период перед взлетом, в течение которого воздушное судно выруливает из ворот на взлетно-посадочную полосу. Обычно воздушное судно выруливает со средней скоростью 15-20 узлов. | Мощность двигателя составляет 700 кВт |
Взлет | Этот этап включает в себя ускорение на взлетно-посадочной полосе, набор высоты самолетом и переход от наземного режима к режиму управляемого полета, который заканчивается, когда самолет достигает высоты препятствия (35 футов над землей). | 710 кВт |
Начальный набор высоты | Этот этап включает в себя весь процесс набора высоты, разделенный на несколько подэтапов. Начальный набор высоты начинается сразу после взлета и включает набор высоты до определенной высоты, при этом скорость постепенно увеличивается на 10 узлов, 30 узлов и 60 узлов. | 715 кВт |
Набор высоты 1 | — | 805 кВт |
Подъем 2 | — | 980 кВт |
Подъем 3 | — | 1220 кВт |
Круиз | Этот этап относится к той части полета, во время которой воздушное судно поддерживает постоянную высоту полета. Коммерческие самолеты обычно летают на высотах до 40 000 футов и скорости 0,81 Маха. | 1250 кВт |
Снижение 1 | На этом этапе воздушное судно снижается с крейсерской высоты до аэропорта назначения или взлетно-посадочной полосы. На этом этапе высота полета постепенно снижается для обеспечения безопасной и контролируемой посадки. На первом этапе (снижение 1) поддерживается крейсерская скорость. | 1000 кВт |
Спуск 2 | — | 720 кВт |
Спуск 3 | — | 710 кВт |
Начальный заход на посадку | На этом этапе воздушное судно непосредственно готовится к посадке. Он включает в себя несколько подэтапов. | Мощность 710 кВт |
Конечный заход на посадку | — | Мощность 700 кВт |
Преодоление порога | Во время фазы “Пересечения порога” воздушное судно пролетает на малой высоте над зоной захода на посадку по взлетно-посадочной полосе, чтобы занять подходящую позицию для посадки. | 695 кВт |
Приземление | Во время “приземления” колеса самолета соприкасаются со взлетно-посадочной полосой, и начинается посадочный крен. | 690 кВт |
Замедление | “Замедление” относится к процессу замедления воздушного судна либо с помощью тормозов, либо с помощью изменения тяги, чтобы остановить воздушное судно или значительно снизить его скорость. | 685 кВт |
Заруливание | Воздушное судно заруливает от взлетно-посадочной полосы к выходу на посадку. Как и на этапе заруливания, воздушное судно заруливает со средней скоростью 15-20 узлов. | Мощность 685 кВт |
Различные системы салона и их требования к питанию
Система экологического контроля самолета A380 включает в себя систему кондиционирования воздуха (ACS), потребляющую 650 кВт во время полета. На начальном (выруливание, взлет и начальный набор высоты) и заключительном (заход на посадку, приземление и выруливание) этапах полета ACS потребляет приблизительно 100 кВт электроэнергии.
Согласно исследованию потребностей Airbus A380 в электроэнергии, потребляемая мощность вентилятора рециркуляции воздуха на разных этапах полета варьируется: «примерно от 18 кВт при наборе высоты 3 для A320-200 до почти 65 кВт при снижении 3 для A380-800. На этапе набора высоты 3 требуется минимальное количество электроэнергии. По мере снижения самолета потребность вентилятора в электроэнергии возрастает.”
Мощность системы освещения A380 на различных этапах полета варьируется от 14 до 16 кВт. Следует отметить, что в соответствии с нормативными требованиями о включении всех огней во время руления, взлета и посадки, на этих этапах требуется наибольшая мощность. На этапах набора высоты, круиза и снижения требуется минимальное количество электроэнергии. Мощность системы подачи воды и отвода отходов A380 составляет от 0,0 кВт до 4,0 кВт, в зависимости от этапа полета. Только на этапах набора высоты, круиза и снижения требуется максимальная мощность, в то время как на этапах руления, начального набора высоты и захода на посадку требуется минимальная мощность или она вообще отсутствует.
Мощность системы управления салоном, включая развлекательные программы в полете (IFE), составляет до 23 кВт для типичной конфигурации кресел. Поскольку использование IFE и портов питания на сиденьях зависит от количества пассажиров, потребляемая мощность варьируется. Согласно исследованию,
«Потребность в электроэнергии для развлекательной программы в полете (IFE) составляет от 7 кВт для A320-200 до 23 кВт для A380-800. Поскольку потребляемая мощность зависит исключительно от количества пассажиров, потребление электроэнергии постоянно на всех этапах полета.»
Почему для коммерческих самолетов важна оценка электрической мощности?
На долю авиации во всем мире приходится более 2% антропогенных выбросов углекислого газа в окружающую среду. Поскольку авиационный сектор продолжает развиваться, возникает необходимость в оценке потребностей воздушных судов в электроэнергии. Эти требования позволяют производителям и отраслевым партнерам находить альтернативные способы получения необходимого количества энергии для авиационных систем.
Исследование, опубликованное в журнале Aerospace, показывает, что авиационные системы могут работать, не требуя дополнительного питания от газотурбинного двигателя, что дает ряд преимуществ.
Повышение эффективности компрессора высокого давления двигателя (КВД) | Чистый и кондиционированный воздух, поступающий из любой ступени компрессора высокого давления для систем кондиционирования воздуха и противообледенительной защиты крыла, позволяет многократно использовать мощность двигателя. |
---|---|
Повышенный КПД газотурбинных двигателей | Подача электроэнергии через систему топливных элементов и гидравлические системы устраняет необходимость в механическом соединении вспомогательной коробки передач с валом высокого давления через угловые передачи. |
Экономия веса | Использование альтернативных систем питания самолета, включая отказ от коробки передач, приводит к снижению веса и стоимости. |
Снижение затрат на техническое обслуживание двигателя и систем | Отказ от сложных конструкций и геометрии, таких как система интенсивного отбора воздуха, снижает ожидаемые затраты на техническое обслуживание самолета. Кроме того, отказ от пневматических систем, состоящих из предварительного охладителя, регулирующих клапанов и трубопроводов, сводит к минимуму вес и эксплуатационные расходы. |