Содержание
В настоящее время Boeing 747-8 является самым длинным коммерческим реактивным самолетом в истории мира с фюзеляжем длиной 250 футов 2 дюйма (76,25 м), превосходящим Airbus A340, длина которого составляла 247 футов (75,30 м). 747-8 был новейшей и последней серией в программе Boeing 747, состоящей из грузового (747-8F) и пассажирского (747-8i) вариантов. Одним из самых смелых решений, принятых Boeing при разработке 747-8s, было увеличение длины фюзеляжа последнего самолета семейства 747 — 747-400 более чем на пять метров, чтобы сделать его самым длинным пассажирским реактивным самолетом в мире.
Производитель Boeing, Тип самолета широкофюзеляжный, первая поставка 22 января 1970 года
Развернуть Свернуть
Несмотря на то, что с точки зрения продаж он показал не столь высокие результаты, 747-8 по-прежнему остается впечатляющим чудом инженерной мысли, которое на сегодняшний день является самым длинным коммерческим реактивным самолетом. Вскоре его вытеснит следующий широкофюзеляжный проект Boeing — двухмоторный Boeing 777X, как только 777-9 поступит на вооружение (вероятно, в следующем году). Но почему именно
Boeing построил 747-8 с таким длинным фюзеляжем?
747-8: Самый длинный пассажирский самолет в мире
При длине 76,25 метра Boeing 747-8 был построен даже крупнее Airbus A380, который на тот момент (и по сей день) был самым большим пассажирским самолетом в мире по объему бортового пространства. Конструкция 747-8 значительно расширила возможности предыдущего варианта семейства 747 — 747-400 — за счет увеличения длины фюзеляжа более чем на пять метров.
Для достижения этой цели также потребовалось увеличить размах крыльев самолета. Это было одним из ряда других усовершенствований конструкции, таких как новые изогнутые законцовки крыла и передовые материалы, такие как алюминиевые сплавы нового поколения и графитовые композиты, которые помогли снизить вес самолета при сохранении его долговечности.
Воздушное судно | Длина |
---|---|
Боинг 777-9 | 76,72 м (251 фут 9 дюймов) |
Boeing 747-8 | 76,25 м (250 футов 2 дюйма) |
Airbus A340-600 | 75,30 м (247 футов) |
Airbus A380-800 | 72,72 м (239 футов 6 дюймов) |
Boeing 747-400 | 70,66 м (231 фут 10 дюймов) |
В результате конструктивных изменений Boeing 747-8 отнесен ИКАО к самолетам категории F, что ставит его в один ряд с Airbus A380. Это также на уровень выше, чем у 747-400, а это означает, что эксплуатанты 747-8 будут работать только в аэропортах, сертифицированных для обслуживания самолетов категории F.
Самый длинный, но не самый просторный самолет.
В отличие от A380, новейший 747-й не имеет верхней палубы в полный рост, что означает, что количество свободного места на борту не совсем соответствует уровню Airbus superjumbo. Таким образом, типичная конфигурация кресел на самом длинном реактивном самолете в мире не такая высокая, как на A380 — Boeing указывает типичную вместимость трехклассного 747-8 примерно в 467 пассажиров, в то время как для A380 эта цифра возрастает до 525.
Большинство эксплуатантов A380 могут максимально вместить свои самолеты премиум-класса, используя его верхнюю палубу во всю длину. Однако у 747-8i верхняя палуба едва доходит до крыльев, что значительно сокращает пространство на верхней палубе. Это по-прежнему больше, чем на борту 747-400 — например, Lufthansa может разместить 32 бизнес-места на верхней палубе 747-8i по сравнению с 16 на 747-400.
Воздушное судно | Верхняя палуба | Главная палуба | Общее количество посадочных мест |
---|---|---|---|
Boeing 747-8i | 32 Бизнес-класса | 8 первых, 48 Бизнес-классов, 32 эконом-класса Премиум-класса, 244 эконом-класса | 364 |
Boeing 747-400 | 16 Бизнес-класса | 16 первых, 32 Бизнес-класса, 32 премиум-класса эконом-класса, 272 эконом-класса | 368 |
Аэробус А380 | 8 Первоклассных, 78 Бизнес-класса, 35 Эконом-класса | 52 Премиум-класса, 336 Эконом-класса | 509 |
Давайте посмотрим на перевозчика, который летает как на Boeing 747-8, так и на A380, а именно на Lufthansa. В самолетах Lufthansa A380s на верхней палубе расположены салоны первого класса и бизнес-класса, рассчитанные соответственно на восемь и 78 пассажиров, а в задней части еще можно разместить небольшой салон эконом-класса на 35 посадочных мест. В отличие от этого, на верхней палубе 747-8i авиакомпании Lufthansa могут разместиться только 32 бизнес-кресла в конфигурации 2:2.
Почему Boeing увеличил размер 747-8
Boeing увеличил длину 747-8 на 5,59 метра (более 18 футов) по сравнению с 747-400, а также увеличил размах крыльев на 3,5 метра и высоту на 0,1 метра. Наиболее очевидным преимуществом этого решения является дополнительная вместимость кресел, позволяющая операторам перевозить больше платежеспособных пассажиров на своих дальнемагистральных рейсах. Поскольку примерно в это же время планировалось ввести в эксплуатацию Boeing 787 Dreamliner, Boeing планировал, что 747-8 станет конкурентом A380 и будет обслуживать востребованные дальнемагистральные маршруты, которые он обычно обслуживал.
Это означало максимальное увеличение пассажировместимости самолета до 400-500 мест при одновременном снижении его экономичности. Таким образом, 747-8, как правило, может вместить дополнительно 51 пассажира по сравнению с 747-400, хотя в этом отношении он уступает A380. Boeing заявлял, что 747-8i обеспечивает более чем на 10% меньший расход топлива на одно посадочное место по сравнению с A380, а также на 16% более экономичен по сравнению с 747-400.
Оснащенный более мощными двигателями для работы с увеличенным корпусом, 747-8 также может летать почти на 1000 км дольше, чем 747-400, что позволяет использовать его на большем количестве самых протяженных городских маршрутов в мире. Это также поставило самолет почти на один уровень с A380, который имел типичную максимальную дальность полета более 15 000 км, хотя Airbus оценивает его потолок в 16 660 км.
Закрывать
Одним из преимуществ использования большого широкофюзеляжного самолета является наличие грузового пространства, что приводит к увеличению грузоподъемности и позволяет авиакомпаниям получать больший доход от перевозки грузов на каждом рейсе. Помимо увеличения вместимости пассажирского самолета, 747-8F обеспечивает на 16% большую грузовместимость, чем 747-400F, в дополнение к другим улучшениям в производительности и экономичности.
Какие еще усовершенствования Boeing внес в 747-8?
Ряд впечатляющих конструктивных особенностей позволил Boeing 747-8 добиться значительных улучшений в эксплуатационных характеристиках по сравнению со своим предшественником. При проектировании 787 Dreamliner компания Boeing в значительной степени использовала передовые композитные материалы, аналогичный подход был применен и к 747-8. Между тем, его новый двигатель GEnx также установлен на 787 Dreamliner, но для 747-8 была разработана специальная версия -2B. По данным Boeing,
«Эти материалы более долговечны и лучше противостоят коррозии и повреждениям, что сокращает время технического обслуживания и увеличивает срок эксплуатации самолета. Они также легче, что помогает минимизировать вес самолета».
Одним из бонусов для операторов является более выгодные интервалы технического обслуживания 747-8 по сравнению с 747-400. Например, проверка класса А требуется только каждые 1000 летных часов, а не 600 часов, в то время как для проверки класса С требуется до 10 000 летных часов или каждые 24 месяца, по сравнению с 7500 летными часами или каждые 18 месяцев.
Двигатели | Новые двигатели GEnx-2B повышают топливную экономичность на 16% |
Диапазон | Расстояние увеличено с 13 450 км до 14 430 км. |
Уровень шума и выбросов вредных веществ в атмосферу | Примерно на 30% тише, а выбросы углекислого газа снижены на 16% |
Авионика | Модернизированный кокпит, вдохновленный Boeing 787 Dreamliner |
Несмотря на основные изменения, 747-8 сохраняет тот же типовой класс, что и 747-400, что помогает снизить затраты на обучение пилотов. Ранее Boeing заявлял, что квалифицированные пилоты Boeing 747-400 могут освоить управление Boeing 747-8 всего за три дня. Модернизированная кабина пилота также имеет сходство с самолетом Boeing 787 Dreamliner, что еще больше упрощает эксплуатацию смешанных парков самолетов.
Почему 747-8 Не очень хорошо Продавался?
Несмотря на улучшение эксплуатационных характеристик Airbus A380, Boeing обнаружил, что его новый боинг-747 не вызвал достаточного интереса у авиакомпаний. Появление Boeing 747-8 произошло по мере того, как авиакомпании все больше отходили от бизнес-моделей «хаб-энд-спиц», в которых A380 и 747 были лучшими. Это также произошло в то время, когда широкофюзеляжные двухместные самолеты, в частности Airbus A330 и Boeing 777 до появления Airbus A350 и Boeing 787 Dreamliner, могли совершать дальние рейсы только с двумя двигателями, а не с четырьмя.
В результате пассажирская версия 747-8 считается значительным коммерческим провалом Boeing. Lufthansa была крупнейшим заказчиком Boeing 747-8i с 19 заказами, за ней следовали Air China (7) и Korean Air (5), в то время как остальными клиентами были правительства и важные персоны. В общей сложности Boeing получил всего 48 заказов на пассажирскую версию, что значительно ниже его ожиданий, составлявших около 300 заказов на серию 747-8 в целом, и значительно меньше, чем 450 проданных пассажирских 747-400.
Вариант | Поставки |
---|---|
747-8I | 48 |
747-8F | 107 |
747-400 | 694 |
Что касается грузового варианта, то продажи были намного выше по сравнению с 747-8i, и Boeing осуществил в общей сложности 107 поставок 747-8F. Крупнейшим оператором 747-8F на сегодняшний день является UPS Airlines (30 самолетов), за ней следуют Cargolux и Cathay Pacific с 14 самолетами в каждом. Интересно, что сегодня в эксплуатации находится все еще больше самолетов 747-400 по сравнению с 747-8, которые поступили на вооружение почти 14 лет назад.